Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей: причины, симптомы и методы лечения
Синдром дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ, как его обычно называют, является распространенным психическим расстройством у детей. Это заболевание влияет на поведение и успеваемость ребенка в школе, а также на его отношения с другими людьми.
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей?
СДВГ приводит к тому, что дети становятся гиперактивными, и не могут сосредоточиться на текущей деятельности. Им трудно контролировать свои импульсы, и они не в состоянии уделять внимание учебе в школе.
Симптомы СДВГ иногда трудно диагностировать, тем более что они различаются от человека к человеку.
В ранние школьные годы человеку с СДВГ может быть трудно сосредоточиться на учебе. Именно в это время обычно обнаруживается, что у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности. Обычные ежедневные обязанности вроде чистки зубов, подготовки к школе и выполнения домашнего задания становятся трудновыполнимой задачей.
Как правило, именно классный руководитель первым замечает симптомы отклонений: ученик ведет себя беспокойно, ему трудно усидеть на одном месте.
Детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности также можно определить по чрезмерно возбужденному поведению и оживленному способу взаимодействия с другими людьми, наряду с особыми проблемами внимания.
Как и СДВГ, СДВ у детей (Синдром дефицита внимания) также наблюдается довольно рано. Однако, поскольку дети с СДВ не являются гиперактивными, то обычно избегают внимания: они находятся в своем собственном мире и, похоже, большую часть времени мечтают.
СДВ является подтипом СДВГ и имеет формальное название - преимущественно невнимательный тип СДВГ.
Разница между СДВГ и СДВ
СДВ означает синдром дефицита внимания, в том время как СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Гиперактивность - ключевое различие между обоими терминами. Основная разница между СДВГ и СДВ заключается в том, что дети с СДВГ чрезвычайно гиперактивны и не могут усидеть на месте даже в течение короткого периода времени. У них имеются проблемы с вниманием. Именно поэтому нередко поведение ребенка с СДВГ принимают за буйство, хотя никакого отношения к нему оно не имеет.
Дети же с СДВ, напротив, считаются капризными, изолированными, застенчивыми. Они никогда не будут срывать занятия и могут оставаться незамеченными в повседневной жизни.
Оба расстройства, и СДВГ, и СДВ, влияют на способность человека концентрироваться на повседневных делах, таких как выполнение домашнего задания, общение с другими детьми и др.
СДВ является подтипом СДВГ и часто используется вместо СДВГ учителями и родителями. Он официально известен как СДВГ- 1) преимущественно невнимательный тип.
В целом существует три типа СДВГ, два других - 2) преимущественно гиперактивно-импульсивный тип СДВГ и 3) комбинированный тип СДВГ (это проявляется симптомами как невнимательного, так и гиперактивно-импульсивного типов).
В отличие от СДВГ, дети, страдающие СДВ, не могут следовать инструкциям, которые они получают от родителей и учителей. Выполнение простых заданий вызывает у них огромные сложности. Таких детей считают забывчивыми или беспечными. Поскольку они медленно реагируют и не могут обработать большие объемы информации, то могут казаться окружающим вялыми, апатичными. У родителей может появиться ощущение, что ребенок их игнорирует или просто упрямится.
Симптомы СДВ (СДВГ-невнимательный тип) едва ли внешне можно отнести к серьезному расстройству. Они приглушены по сравнению с другими формами СДВГ, такими как гиперактивность и импульсивность. Это приводит к тому, что такие люди перестают обращать на себя внимание, и это состояние может затем продолжаться в подростковом и взрослом возрасте без лечения.
Родители пациентов с СДВ должны помнить, что игнор со стороны детей не является умышленным. Ученики с синдромом дефицита внимания просто не способны обрабатывать информацию, которая позволяет им сосредоточиться на важных вещах в жизни.
Насколько часто встречается синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей?
Согласно различным исследованиям и опросам, проведенным во всем мире, СДВГ чаще встречается у детей, чем считалось ранее.
Процент раннего заболевания растет. Его диагностируют у детей в возрасте от 4 до 11 лет. Однако у малышей в возрасте от 2 до 5 лет также может проявиться СДВГ, и число маленьких пациентов неуклонно увеличивается с каждым годом.
Исследования также показали, что мальчики чаще подвержены этому расстройству, чем девочки.
У кого может быть СДВГ?
Это расстройство, которое в основном встречается у детей, и его трудно диагностировать.
Мужчины в три раза чаще страдают СДВГ, чем женщины: синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностирован у примерно 10% мужского населения, тогда как только 5% слабого пола могут иметь признаки этого расстройства.
Кроме того, средний возраст постановки диагноза составляет 7 лет, в то время как типичные симптомы появляются, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 6 лет.
Чем тяжелее степень заболевания, тем раньше оно выявляется. Однако это не то расстройство, которое встречается только у детей, люди старше 18 лет также могут иметь дело с СДВГ.
Дети, живущие за чертой бедности, сталкиваются с повышенным риском развития СДВГ, чем их ровесники из семей с более высоким доходом.
Типы СДВГ у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности делится на три основных типа:
- Невнимательный тип
- Гиперактивно-импульсивный тип
- Комбинированный тип
Чтобы определить тип СДВГ, необходимо изучить симптомы. Диагноз является полным, если симптомы оказывают влияние на повседневную жизнь.
Эти признаки необходимо тщательно контролировать, так как они могут изменяться с течением времени. Мы уже подробно обсуждали невнимательный тип. Давайте также рассмотрим другие типы:
- Гиперактивный/Импульсивный тип
Этот тип СДВГ определяется различными симптомами гиперактивности и импульсивности, а также незначительными следами невнимательности.
Ребенку с таким типом СДВГ сложно усидеть на месте: он будет постоянно болтать, говорить вне очереди, не задумываясь о последствиях.
- Комбинированный тип
Как следует из названия, этот тип представляет собой сочетание невнимательного и гиперактивно-импульсивного поведения, в котором проявляются симптомы обеих категорий.
Дети с комбинированным типом СДВГ проявляют гиперактивность в дошкольном возрасте. Такое поведение характерно и для школы, и для дома, и для других мест.
Причины возникновения СДВГ у детей
Ниже приведены основные причины возникновения СДВГ у детей.
1. Гены
Данные показывают, что СДВГ может передаваться по наследству от родителей или родственников. У ребенка, у которого диагностирован СДВГ, скорее всего, есть родственник, который страдает этим заболеванием.
2. Диета
Некоторые диетические компоненты могут способствовать развитию СДВГ. Например, дети и подростки, злоупотребляющие рафинированным сахаром, жиром, натрием, в 2 раза чаще имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности.
3. Травма головного мозга
Дети, страдающие от черепно-мозговой травмы или травмы, вызванной ударом по голове, инсультом или опухолью головного мозга, могут испытывать нерегулярные импульсы и двигательную активность наряду с проблемами, связанными с вниманием.
4. Социальные обстоятельства
СДВГ, как известно, усугубляется некоторыми стилями воспитания и социальными обстоятельствами. Напряженная обстановка дома также может ухудшить симптомы заболевания.
Симптомы СДВГ у детей
Ниже приведены общие симптомы СДВГ:
1. Симптомы невнимательного вида СДВГ
Ребенок, страдающий невнимательным видом СДВГ, испытывает трудности в усвоении новой информации. Он часто грезит наяву и легко отвлекается. Ему сложно выполнить домашнее задание и сконцентировать внимание на чем-то.
2. Симптомы гиперактивного вида СДВГ
Ребенка с гиперактивным видом СДВГ можно узнать по постоянному беспокойству, ерзанию и постукиванию ногами. Он часто говорит без умолку, даже когда с ним не разговаривают.
3. Симптомы импульсивного вида СДВГ
Ребенок, подверженный импульсивности, перебивает других во время разговора, а также склонен начинать общение в самый неподходящий момент. Ему сложно дожидаться своей очереди.
Сопутствующие расстройства
Диагностируя СДВГ, врач также, скорее всего, проверит ребенка на наличие сходных состояний, которые могут протекать параллельно с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Эти расстройства включают в себя:
1. Нарушения обучаемости
У детей с диагнозом СДВГ часто обнаруживается специфическая неспособность к обучению, которая затрудняет изучение математики или чтения. Дислексия часто является сопутствующим расстройством и мешает им читать и формировать слова.
2. Поведенческие расстройства
У большого процента детей, страдающих СДВГ, развивается расстройство поведения, которое представляет собой серьезное антисоциальное поведение. Такие дети могут быть склонны ко лжи и воровству. Они часто имеют дело с представителями закона.
3. Синдром Туретта
Хотя это редкий синдром, дети, которые страдают от него, как известно, имеют СДВГ. Это тяжелое неврологическое состояние, которое вызывает повторяющиеся манеры поведения и многие нервные тики, такие как частое прочищение горла, моргание, сопение и фырканье.
Кто входит в группу риска?
К факторам риска развития СДВГ относятся следующие:
- Наличие СВДГ или любого другого психического расстройства в семейном анамнезе
- Употребление наркотиков, алкоголя или чрезмерное курение во время беременности
- Непрерывное воздействие токсичной окружающей среды и таких веществ, как свинец, который содержится в краске или трубопроводной системе домов и зданий
Осложнения
Детям, у которых диагностирован СДВГ, будет непросто в жизни, ведь они не могут привычным образом взаимодействовать со сверстниками. Довольно часто возникают сложности с учебой, т.к. ребенок с СДВГ может не справиться с классной работой и другими видами деятельности.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности также более подвержены несчастным случаям и травмам.
Из-за низкой самооценки люди с СДВГ часто склонны склоняются к делинквентному поведению и к злоупотреблению алкоголем и психоактивными препаратами. .
Влияние СДВГ на навыки ребенка
У детей, страдающих СДВГ, могут "хромать" следующие навыки:
- Концентрация: следование указаниям или поддержание последовательности мыслей;
- Импульсный контроль: фильтрация неуместных мыслей или проявление здравого смысла;
- Организация: тайм-менеджмент, организация вещей, необходимых для выполнения задачи;
- Физический контроль: состояние неподвижности, умение не прикасаться к вещам (например, в музее) или людям.
Постановка диагноза СДВГ
СДВГ у детей нельзя диагностировать с помощью одного теста. Синдром дефицита внимания и гиперактивности определяется после того, как ребенок проявляет все или несколько симптомов расстройства в течение 6 месяцев и более.
Тест на СДВГ в детском возрасте включает в себя сбор соответствующих данных и информации от родителей, школ, соседей и друзей. В этом тесте психиатр сравнивает поведение ребенка с возрастными нормами.
Лечение СДВГ у детей
К методам лечения СДВГ у детей относятся:
1. Медикаментозная терапия
Лекарства от СДВГ помогают снизить импульсивность и гиперактивность, одновременно повышая физическую координацию и способность ребенка сосредоточиться на деятельности.
Благодаря регулярному использованию стимуляторов можно увеличить высвобождение химических веществ, таких как дофамин и норадреналин, которые помогают в мышлении и внимании.
2. Поведенческое лечение
Это разновидность психотерапии, которая помогает человеку и его семье справиться с повседневными проблемами.
Поведенческое лечение также полезно для обучения ребенка самоконтролю и освоения социальных навыков, необходимых для существования в обществе без посторонней помощи.
3. Другие способы лечения
К ним относятся:
- Избегание пищевых красителей и добавок, которые могут вызывать гиперактивное поведение.
- Следование гипоаллергенной диете: исключите из рациона ребенка химические добавки, шоколад, продукты, содержащие салицилаты (например, ягоды, яблоки, порошок чили, помидоры и т. д.), а иногда даже молоко и яйца.
- Биологическая обратная связь - своего рода нейропатия, измеряющая волны мозга.
- Посещение ребенком йоги или боевых искусств - тех дисциплин, которые помогают сосредоточиться.
- Досуг на свежем воздухе - проведение 20 минут на свежем воздухе в естественной обстановке улучшает концентрацию внимания.
То, что можно сделать дома
Очень важно научиться обращаться с ребенком с СДВГ дома - это поможет снизить риск развития возможных побочных эффектов.
- Создайте четкий график, включив в него все регулярные и важные виды деятельности: выполнение домашних обязанностей, просмотр телевизора или игры, время приема пищи, время сна и учебы.
- Обращайте внимание на ребенка, давая ему инструкции, так как многозадачность во время разговора может сбить его с толку.
- Хвалите и цените все маленькие задания, которые ребенок способен выполнить самостоятельно.
- Будьте последовательны в своих ожиданиях. Устанавливайте понятные для ребенка ограничения, которым он сможет следовать.
Школьные советы для ребенка с СДВГ
Ученики с СДВГ могут получать полноценное образование, не мешая другим, при помощи учителя. Преподаватель должен тщательно продумать все аспекты процесса: от рассадки до подачи информации.
В частности, учитель должен разработать несколько предупреждающих сигналов, например, взмах рукой или записка - которые помогут остановить поведение, нарушающее дисциплину в классе.
Детям с СДВГ рекомендуется давать по одному разъяснению за раз и максимально использовать визуальные эффекты и диаграммы в обучении.
Положительные эффекты СДВГ
Как это ни удивительно, но СДВГ может оказывать на ребенка и положительное воздействие. Например:
- Люди с СДВГ достаточно искусны в адаптации новых стратегий и взгляде на позитивную сторону жизни, они легко восстанавливаются после неудач.
- Не раз столкнувшись с трудностями в жизни, люди с СДВГ имеют хорошо развитые чувства смирения и самоуважения, не говоря уже об удивительном чувстве самоуничижительного юмора.
- Дети, страдающие СДВГ, часто более заботливы и любят делиться вещами с людьми, которых они любят.
Перерастают ли дети СДВГ?
СДВГ - это гораздо больше, чем просто дискомфортное поведение в детстве, оно может также привести к другому психическому расстройству во взрослом возрасте. Небольшой процент детей действительно вырастает, не проявляя никаких внешних признаков расстройства, и продолжает жить нормальной жизнью.
При посещении надлежащих медицинских и образовательных учреждений дети с СДВГ имеют больше шансов на полноценную взрослую жизнь.
СДВГ у детей необходимо лечить как хроническое заболевание, иначе это может привести к многочисленным долгосрочным осложнениям, включая проблемы с чтением и письмом, трудности с социализацией.
Во многих случаях такие черты характера, как гиперфокусировка, креативность и лидерство, могут служить преимуществом для детей, страдающих СДВГ, если они получают надлежащее руководство и поддержку.
На платформе Vikids вы можете: