Регистрация

Беременность и антидепрессанты

Применение антидепрессантов во время беременности хорошо изучено. Каждый год выходит около 20 новых исследовательских работ, однако результаты часто противоречивы. Некоторые исследования предполагают, что антидепрессанты могут быть связаны с неблагоприятными исходами, такими как мертворождение, пороки сердца, стойкая легочная гипертензия и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в то время как другие освобождают лекарства от этих рисков.

Ситуацию осложняет тот факт, что настроение матери может влиять на ее ребенка внутриутробно и на протяжении всей жизни, а женщины с более тяжелой депрессией чаще принимают лекарства, что затрудняет определение того, является ли конкретный исход результатом приема препарата, депрессии или того и другого вместе. Действительно, многие проблемы, связанные с антидепрессантами, такие как преждевременные роды и низкий вес при рождении, также были связаны с нелеченной депрессией и тревогой. И у психических заболеваний есть генетический компонент, который может помочь объяснить эмоциональные, поведенческие проблемы и проблемы в развитии некоторых детей.

Риски применения антидепрессантов во время беременности

Существуют различные типы антидепрессантов, но наиболее назначаемыми и изучаемыми из них являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина, известные под общим названием SRIs. Эти лекарства блокируют реабсорбцию серотонина в головном мозге, делая доступным больше гормона счастья, который повышает настроение.

Однако они могут привести к высокому кровяному давлению, что может уменьшить приток крови к плаценте и привести к целому ряду осложнений. И считается, что они изменяют уровень серотонина и других нейрохимических веществ в мозге ребенка, потому что препараты проникают через плаценту и гематоэнцефалический барьер, что может повлиять на развитие и функционирование неврологической системы ребенка. Некоторые исследования показывают, что то, как ребенок учится, мыслит и реагирует на стресс на протяжении всей жизни, может быть изменено пренатальным воздействием этого вида антидепрессантов.

Но стресс женщины из-за нелеченной депрессии и тревоги также может повлиять на ее ребенка. Высокий уровень стресса повышает уровень определенных гормонов, таких как кортизол, которые проникают через плаценту и гематоэнцефалический барьер и могут повлиять на рост и развитие мозга ребенка, а также связаны с расстройствами настроения у детей в более позднем возрасте.

Опасения по поводу внутриутробного воздействия SRI были высказаны вскоре после того, как эти препараты были введены в конце 1980-х годов. После рождения у подвергшихся воздействию младенцев проявлялись беспокойство, трудности с кормлением и нестабильность температуры. Это известно как синдром послеродовой адаптации, и он встречается примерно у 30 процентов младенцев, получавших антидепрессанты, но он также встречается примерно у 10 процентов детей, не получавших антидепрессантов. Симптомы обычно проявляются на третий день жизни и длятся до двух недель. Синдром обычно протекает в легкой форме и редко приводит к длительным симптомам, осложнениям или необходимости лечения.

Сотни исследований изучали воздействие SRI и врожденные дефекты, и единственной выявленной закономерностью является повышенный риск пороков сердца после применения препаратов в первом триместре беременности, особенно пароксетина.

Тим Оберландер, педиатр по развитию в Детской больнице Британской Колумбии и научный сотрудник Научно-исследовательского института детской больницы Британской Колумбии в Ванкувере, изучил несколько групп женщин и детей и обнаружил, что матери, принимавшие SRIS, сообщали о повышенной тревожности у своих детей в возрасте от трех до шести лет. Однако в возрасте 6 и 10 месяцев дети матерей, получавших SRIs, демонстрируют более раннее восприятие языка, чем дети женщин, страдающих депрессией. Некоторые шестилетние дети, подвергшиеся воздействию SRIS, проявляют большую устойчивость в стрессовых ситуациях дома, чем дети матерей, страдающих депрессией, а к 12 годам некоторые демонстрируют лучшие навыки мышления и внимания. Тем не менее, подчеркивает Оберландер, неясно, можно ли объяснить эти эффекты лекарствами, настроением матери, генетикой, семейной жизнью или сочетанием факторов.

Риск нелеченной тревоги и депрессии

Но риски есть не только у антидепрессантов, но и у нелеченной тревоги и депрессии. Несколько десятилетий исследований показывают, что новорожденные от матерей, страдающих депрессией, менее активны, более раздражительны и их труднее успокоить. Дети женщин с пренатальной тревожностью и депрессией также чаще страдают психическими заболеваниями и СДВГ.