Регистрация

Буллинг в начальной школе

Утренник в школе. Что-то в очередной раз отмечаем, наверное, успешную сдачу контрольной.

Все веселятся. Разбились на команды, в чем-то соревнуются под руководством аниматоров, родительницы заботливо делают бутерброды и разливают сок.

Дима опоздал. Диму не взяли в игру. Дима сидит и горько плачет.

Плачет от того, что опоздал, не взяли в команду, всем весело, а ему нет. Плачет от того, что не может подбежать ко всем, растолкать и весело крикнуть: «А ну, чего это вы тут без меня веселитесь!», легко и плавно ворваться в компанию. Да еще и единственный друг Кирилл, не заметил его сразу, не подошел, а заметив, холодно посмотрел сквозь него и дальше наматывает цветную ленточку на карандаш.

…у Димы папа ушел полгода назад. Ушел и не звонит ему, а мама все время работает, приходит поздно, уставшая, молча готовит ужин, проверяет уроки, ругает, плачет и ложится спать.

 

А еще Диму побили на прошлой неделе, и на позапрошлой тоже. Побили Егор, Гоша и Вадик – высокие, крепкие ребята, футболисты – красивые, плавные и вальяжные, отличники, заводилы и гордость школы и, конечно же, нашего 3 «Г».

А вчера в портфеле Дима нашел кем-то подброшенный йогурт и испорченные тетрадки…

Учится он плохо, в школу ходить не хочет, но мама говорит, что надо, а то вырастет «таким же дебилом, как его отец».

 

После случая с Димой наш уютный чат оживился, было созвано родительское собрание, где выступал школьный психолог, классный руководитель, представители родительского комитета и заместитель директора школы по воспитательной работе. Все всё поняли, с мальчиками поговорили, заведующая взяла на контроль, а психолог покраснела и разволновалась. Класс затих, Диму просто перестали замечать.

 

Мама Егора пришла домой и объяснила о «недопустимости травли, о том, что ее сын НИКОГДА не должен быть замешан в подобном, дабы не позорить семью, отца и уважаемого деда, профессора математики», затем рассказала о происхождении слова Тра́вля (жарг. бу́ллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого члена коллектива.

 

Папа Гоши пришел домой после собрания и дал Гоше подзатыльника, потом отобрал Айфон и пошел смотреть новости.

 

Родители Вадика объяснили сыну, что он сильный, умный, а слабых обижать нельзя, а если еще раз такое повторится – «на тренировку не пойдешь!».

 

Пока мама Егора ходила по кухне и произносила свой лучший монолог за этот день, в голове было одно: «Ну Людка же (мама Димы) сама виновата – запустила его, в голове только муж, на парня орет – где ему мужиком вырасти!»

 

Когда папа Гоши сидел на собрании и слушал «весь этот бред», он с удовлетворением отметил, что били не Гошу, «Гошан – не слабак и не тряпка, знает, как себя в коллективе проявить».

 

А когда родители Вадика, уложив всех своих троих детей спать, разговаривали на кухне, то пришли к мнению, что «Димка растет бабой, чуть что – слезы, вот за это и получает. Что поделать – жизнь такая. Вадик, конечно, не прав, но Димон – сам виноват, таких всегда били и будут бить…».

 

Итак, теперь Егор, Гоша и Вадик знают, что такое буллинг и травля – с ними разговаривали родители и учительница. Это «плохо», «недопустимо», «некрасиво» и «так делают только недостойные люди». Но разве не удовлетворение видят они в глазах родителей? От того, что все идет по плану: сын растет, развивается, борется за местом под солнцем, отвоевывает это место. Разве не облегчение они слышат в словах родителей, хорошо, что «не тебя, а его?». И разве не одобрение они читают между строк: «Не мы такие – жизнь такая», «Надо быть сильным, никогда нельзя показывать слабость и только тогда чего-то добьешься!»?

 

В одном из лучших, на мой взгляд, за последнее время сериалов «Большая маленькая ложь», есть очень хороший пример про правильное и достойное поведение родителей при буллинге (причем, родителей ребенка-агрессора). Пример, который запросто может стать правилом:

  1. Остановить травлю. На самом раннем этапе: словесные оскорбления, шуточки-издевательства, неуважительные высказывания.
  2. Объяснять. Долго, подробно, спокойно, с примерами из книг и фильмов.
  3. Не обвинять жертву. Никогда.  
  4. Не предавать своего ребенка. Любить, стараться понять, помочь ему – маленький агрессор тоже переживает случившееся.
  5.  Разбираться: в мотивах, событиях, которые происходят в семье, во всем том, что окружает ребенка – что он видит и слышит.

Здесь не идет речь о том, что это в «их», западной реальности так все хорошо и идеально. Нет, мы слышим почти каждый месяц о взятых заложниках в американских школах, расстрелах учеников и почти в каждой американской комедии видим смешного чудаковатого соседа, которого все избегают (скрытая реклама буллинга?).

 

А что же с нашей реальностью?

 

Реальность где, чаще всего, жертва изнасилования или харассмента  называется провокатором, и это обсуждается не только у подъездов, но и в Государственной думе (история с депутатом Слуцким и высказыванием Тамары Плетневой - председателем Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей).

Реальность, где сильный, успешный отличник из приличной семьи, активный участник школьной жизни априори нормальный ребенок, а вот «тихоня», «двоечник», «скромняга», ребенок, семья которого испытывает трудности, обречен быть «неудачником», «жертвой», «тряпкой». Не принимая во внимания, жизненные обстоятельства, характер ребенка, его внутренний мир и установки, данные при воспитании.

 

Школьный буллинг – это не только про детей, но и про родителей, в большей степени. Конечно, обязанность и долг каждого родителя – остановить, объяснить почему так делать нельзя, но, объясняя, взрослый должен верить в то, что он говорит. Цитат из Википедии и просмотра фильма «Чучело» недостаточно».

 

Мы же с вами матери (да, в основном, эту статья прочтут женщины). Мы мудрые, состоявшиеся взрослые, умеющие быть чуткими и сострадающими, понимающими, что за любым детским поступком может стоять страх, одиночество, непонятость; что любое нетипичное поведение – не повод обижать и осуждать, а возможность обратить внимание на ребенка,  прислушаться к нему и помочь.

Не для того, много веков назад мы встали на ноги, отбросили палку, отменили крепостное право и разрешили женщинам учиться в университетах, чтобы Егор, Гоша и Вадик были вправе обидеть Диму.

Я верю в силу слова и поэтому пишу об этом. Хочу, чтобы мы читали и думали. И берегли своих детей, которые очень скоро повзрослеют и будут делать этот мир лучше.

 

На портале Vikids вы можете:

Зарегистрироваться и получить личную страницу.

Помню себя в школе. Очень некрасиво мы к девочкам относились. Оглядываясь назад, понимаю что это была ошибка учителей. Не поняли они из-за чего напряжение и суть конфликта не погасили.
Согласна, что учителей. Я помню, что у нас в школе - учителя просто старались не замечать конфликтов - некогда было) .