Регистрация

Частые вспышки гнева у ребенка - просто темперамент или диагноз? Все про деструктивное расстройство дисрегуляции настроения

Деструктивное расстройство дисрегуляции настроения - это состояние, которое характеризуется сильным гневом, раздражительностью и частыми вспышками гнева у детей. В то время как истерики, как правило, довольно распространены у детей, деструктивное расстройство - это больше, чем просто нормальная детская капризность.

Вспышки гнева, которые испытывают дети, являются экстремальными, интенсивными и могут привести к значительным нарушениям во многих областях жизни ребенка. Это состояние является относительно новым диагнозом, впервые появившимся в 2013 году в издании Диагностического и статистического руководства (DSM-5) в США.

Симптомы деструктивного расстройства дисрегуляции настроения у детей

Диагноз ставится детям в возрасте от шести до 18 лет.

Симптомы деструктивного расстройства дисрегуляции включают в себя:

  • Тяжелые, повторяющиеся приступы гнева

Такие вспышки могут включать в себя крики, толчки, удары или уничтожение имущества. Вспышки происходят три или более раз в неделю. У ребенка все еще может быть диагностировано деструктивное расстройство, если у него не всегда бывает столько вспышек в неделю. У детей может быть больше истерик на одной неделе и меньше на следующей.

В среднем для постановки диагноза достаточно трех и более истерик в неделю. 

  • Истерики, которые несоразмерны ситуации

Например, если ребенок не получает долгожданную игрушку, он может рассердиться. Это ожидаемо. Однако ребенок с деструктивным расстройством дисрегуляции настроения вдобавок к этому будет проявлять физичекую агрессию и ругательства. 

  • Истерики, не соответствующие возрасту ребенка

Истерика у малыша, который падает на пол, плачет и кричит - не новость. Но если это делает 12-летний ребенок - речь может идти о деструктивном расстройстве дисрегуляции настроения. 

  • Раздражительность и злость в промежутках между истериками 

В промежутках между приступами интенсивных эмоциональных всплесков у детей с деструктивным расстройством постоянно бывает злое и крайне раздражительное настроение. Такие настроения присутствуют большую часть времени и замечаются другими.

  • Симптомы возникают в нескольких ситуациях

Это означает, что вспышки гнева происходят не только в одной обстановке, например, в школе. Деструктивное расстройство дисрегуляции настроения характеризуется наличием таких истерик по крайней мере в двух ситуациях, таких как в школе, дома или со сверстниками.

В дополнение к вышеперечисленным критериям эти симптомы должны присутствовать в течение не менее 12 месяцев. В дополнение к удовлетворению этим критериям психиатры также исключат другие причины, такие как употребление психоактивных веществ и нарушения развития.

Насколько расространено деструктивное расстройство дисрегуляции настроения?

Поскольку это состояние является относительно новым, существует не так много данных о распространенности заболевания. Результаты одного исследования показывают, что от 0,8% до 3,3% (в зависимости от того, насколько строго применялся критерий исключения) из более чем 3 200 участников в возрасте от 2 до 17 лет соответствовали диагностическим критериям заболевания в течение трехмесячного периода.

Причины деструктивного расстройства дисрегуляции настроения 

Точные причины заболевания не ясны, хотя существует ряд факторов, которые, как полагают, играют определенную роль. Такие факторы могут включать генетику, темперамент, сопутствующие психические состояния и детские переживания.

Это расстройство, по-видимому, чаще встречается в раннем детстве и, вероятно, сочетается с другими психическими состояниями, чаще всего депрессивными и оппозиционно-вызывающим расстройствами.

Темперамент ребенка может быть фактором риска развития деструктивного расстройства дисрегуляции настроения.

Некоторые черты, которые чаще всего наблюдаются у детей с этим заболеванием, включают:

  • Капризность
  • Тревога
  • Раздражительность
  • Трудное поведение

Другие факторы риска, связанные с деструктивным расстройством дисрегуляции настроения, включают:

  • Недостаточную поддержку со стороны родителей
  • Враждебность со стороны родителей
  • Семейные конфликты
  • Дисциплинарные проблемы в школе

Постановка диагноза

Если ребенок испытывает симптомы деструктивного расстройства дисрегуляции настроения, следует начать с записи на прием к педиатру. Врач проведет осмотр и и направит к психиатру для дальнейшего обследования и лечения.

Первый шаг диагностики включает в себя оценку состояния здоровья ребенка, исключение других состояний здоровья, а затем оценку симптомов. Психиатр может также опросить ребенка, родителей, других воспитателей и учителей, чтобы получить более четкое представление о поведении ребенка.

Деструктивное расстройство дисрегуляции настроения и Биполярное расстройство

В 1990-е годы резко возросло число случаев диагностики биполярного расстройства у детей. Опасения по этому поводу, а также эффективность и долгосрочная безопасность атипичных антипсихотиков и препаратов, стабилизирующих настроение, используемых для лечения биполярного расстройства у детей, были некоторыми факторами, которые привели к созданию диагноза нарушения дисрегуляции настроения.

Одним из способов отличить расстройство дисрегуляции настроения от биполярного расстройства является хроническая раздражительность.

Там, где биполярное расстройство обычно характеризуется эпизодическими изменениями настроения, у детей с деструктивным расстройством присутствует постоянно злое или раздражительное настроение. 

Лечение деструктивного расстройства дисрегуляции настроения 

Поскольку деструктивное расстройство дисрегуляции настроения - новый диагноз, существует не так много исследований о том, какие методы лечения являются наиболее эффективными.

Лечение обычно основано на том, что было полезно при состояниях, которые имеют некоторые из тех же симптомов, включая оппозиционное вызывающее расстройство и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Специфического лечения расстройства нарушенной регуляции настроения не существует, но это состояние часто лечится с помощью психотерапии, медикаментозного лечения или комбинации того и другого.

Хотя необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, какие виды лекарств могут быть наиболее эффективными для лечения этого состояния, психиатры могут назначать стимуляторы, антипсихотики, стабилизаторы настроения или антидепрессанты для лечения симптомов заболевания.

Врачи иногда могут избегать лечения этого состояния стимуляторами и антидепрессантами из-за страха ухудшения симптомов раздражительности или появления симптомов мании. Однако исследователи предполагают, что использование этих препаратов может быть эффективным и не приводит к мании у детей с деструктивным расстройством дисрегуляции настроения.

Совладание с заболеванием может представлять проблемы как для детей, так и для родителей. Это расстройство может затруднить детям работу дома и в школе, а родителям и другим взрослым может быть трудно справиться с сильными вспышками гнева детей.

Некоторые стратегии, которые могут помочь:

  • Научитесь распознавать триггеры

Если у ребенка может возникнуть истерика в определенных условиях или ситуациях, постарайтесь составить план. Иногда достаточно избавить ребенка от провоцирующей ситуации. 

  • Берегите ребенка

Если ребенок склонен к физическим действиям, старайтесь держать любые потенциально опасные предметы вне досягаемости. Например, убедитесь, что вся мебель в доме надежно закреплена и держите тяжелые, острые, бросаемые предметы вне досягаемости.

  • Научите навыкам совладания

В одном исследовании ребенка с деструктивным расстройством дисрегуляции настроения учили мысленно повторять слова песен всякий раз, когда он начинал злиться. Это также сочеталось с использованием глубокого дыхания и повторением словесных напоминаний, чтобы помочь прервать вспышки гнева до их начала.

  • Поощряйте позитивное поведение

Поощряйте соответствующее поведение вниманием, похвалой. В многодетных семьях дети иногда остаются незамеченными, когда они ведут себя хорошо, но могут получить внимание один на один, когда проказничают. Это, как правило, усиливает плохое поведение и не способствует хорошему. Сломайте этот стереотип, убедившись, что вы замечаете и вознаграждаете позитивные действия ребенка.