Что такое сказкотерапия для детей? Как ей заниматься?
Сказкотерапия – это методика, с помощью которой вы можете откорректировать отдельные аспекты поведения малыша. Обычно ее применяют психотерапевты. И она направлена на лечение ребенка от различных фобий, страхов.
Психотерапевты применяют сказкотерапию, чтобы понять, почему ребенок боится того или иного явления; по какой причине имеет фобию. Эту методику можно использовать с самого раннего детства. С помощью нее доктора смогут на ранних стадиях определить, в каком состоянии находится психика чада.
С первого взгляда кажется, что сказкотерапия – несерьезное и неэффективное занятие. Наверняка вы думаете, что это просто отдельный вид развлечений, который проводится для поднятия настроения ребенку. Но это не так. С помощью этого направления можно добиться очень многого. Например, у доктора или родителя получится понять первопричину отклонений ребенка в плане психики. Понять, почему, к примеру, он злой. И уже на основе этого выяснить, что повлияло на формирование такого характера у чада. И на поступки, которые он совершал в дальнейшей жизни.
Основной инструмент этой методики – сказки
Как бы это ни было очевидно, но в сказкотерапии основным инструментом влияния на ребенка является сказка. С помощью нее взрослый может: поделиться с малышом народной мудростью, опытом; научить его не попадать в неприятные ситуации; показать разницу между добром и злом. Практически в каждой сказке авторы приводят огромное количество аллегорий. В произведениях также показано, как определенные люди реагируют на события, происходящие с ними.
Ребенок сможет научиться действовать в конкретных ситуациях, рассуждая при этом правильно. Примечательно, что эффективность этой методики доказана. Буквально каждый месяц в интернет выкладывают исследования авторитетных психотерапевтов, и специалистов в области психологии. В своих работах они расписывают, каким образом народные сказки влияют на ребенка. Также, они отмечают, как они воздействуют на подсознание малыша.
Какие бывают сказкотерапевтические методы?
Всего существует 7 методов:
- Повествование сказки.
- Диагностика состояния психического здоровья ребенка.
- Создание кукол для сказки.
- Придумывание самой сказки.
- Продумывание деталей сюжета. Создание сцен внутри сказки.
- Терапия с помощью песка.
- Рисование.
Давайте рассмотрим основные из них.
Метод рассказывания. Рассказывать произведение, либо сочинять его самостоятельно – довольно полезно для ребенка. Он сможет развить свое умение говорить, и фантазию. И, одновременно с этим, покажет психотерапевту свое психологическое состояние.
Обычно доктора просят детей повествовать им сказки, а не сочинять их. Во время этого занятия доктор наблюдает за мимикой, жестикуляцией и эмоциями ребенка. Эти элементы проявляются во время рассказа больше всего. В этом возрасте ребенок открывается доктору с помощью рассказа сказки. Что и позволяет на ранних этапах поставить правильный диагноз.
Бывают ситуации, когда дети во время рассказа неожиданно начинают прерываться. К примеру, они могут остановиться, и начать придумывать слова, которых в самой сказке не было.
Одновременно с этим, на лице ребенка проявляются различные эмоции и гримасы. Например, он начинает волноваться. Это проявляется в бледности, большом потоотделении, изменении цвета кожи на более бледный. Иногда малыш начинает краснеть, у него проявляется нервный тик. Конечности постоянно двигаются. И так далее.
С помощью этих признаков доктор сможет диагностировать у ребенка определенный недуг. К примеру, невротическое состояние. Обнаружив отклонение на ранних этапах, доктор сможет быстро вылечить малыша от предполагаемой болезни. Помните: чем раньше врач поймет, что конкретно случилось с ребенком, тем выше шансы на выздоровление.
Метод рисования. Эта методика подразумевает под собой то, что ребенок иллюстрирует сказку так, как представляет ее сам. Но переходить к ней можно только после того, как малыш расскажет произведение вам.
Метод рисования тоже является очень эффективным. На рисунке ребенок изображает все то, что его волнует в данный момент. И все, что нужно сделать специалисту – правильно расшифровать то, что изображено на бумаге.
В ходе работы с данным методом, ребенок сможет порисовать на разноцветном картоне. Или воспользоваться пластилином. Он сможет не только показать взрослым, какая у него проблема. Но и избавиться от стресса, «выпустить пар».
Специалист определит текущее состояние малыша по отдельным признакам. К примеру, если ребенка что-то слишком беспокоит, то это проявится в виде нарисованных на бумаге монстров, пламени, а также неярких красок. Если чадо использует яркие краски при рисовании, это значит, что, скорее всего, у него проблем с психикой нет. И в данный момент он ни о чем не переживает.
Рекомендуем вам приобрести карандаши, гуашь и акварель с наибольшим количеством разных цветов внутри. Это нужно, чтобы ребенок смог выбрать цвет, который бы лучше всех описал его состояние.
Создание кукол. Этот метод тоже широко применяется психотерапевтами. По словам докторов, дети получают новый опыт, когда создают куклу. Потому, что, по их мнению, малыши воспринимают это, как возможность изменить личность поделки.
С помощью создания куклы, ребенок сможет измениться и сам. У него получится найти выход из ситуации, и избавиться от нервов, которые периодически у него возникают.
Сказкотерапия для малышей, которым три года
В этот период сказкотерапия немного видоизменяется. Психолог начинает использовать другую методику для работы с малышом. В ходе занятий он пытается выяснить у ребенка подробности ситуации, которая могла причинить ему какую-либо психологическую травму.
Обычно доктора соблюдают некоторые правила при общении с чадом во время занятий. Например, они стараются показывать ребенку настоящие эмоции. Садят его перед собой так, чтобы он видел всю жестикуляцию и гримасы доктора, которыми он подкрепляет определенные реплики.
Также, по правилам, между доктором и ребенком не должно быть преград для зрительного контакта. Не рекомендуется слишком долго молчать, и обдумывать мысли. Это может негативно сказаться на ходе беседы – ребенок потеряет к разговору интерес.
В ходе занятий, доктор порекомендует малышу определенную сказку. Ее нужно будет прочитать, а затем научить ребенка рассказывать историю врачу. Вам тоже нужно уделить внимание занятиям с малышом. Иначе, он будет не заинтересован, и добиться результата не получится.
После прочтения, ребенок должен вынести из сказки определенный урок. И понять, в чем заключается ее суть. Например, в книге должна быть четко обозначена проблема произведения. Ребенок должен будет потом сам догадаться, что хотел сказать автор.
Также, произведение должно быть интересным и подходящим для чада. Оно должно иметь продуманную причинно-следственную связь, чтобы ребенок понимал, почему произошло то или иное событие. Также важно, чтобы произведение полностью соответствовало возрастной категории малыша. Не нужно покупать пятилетнему дитю книгу, которая предназначена для очень маленьких.
Трехлетний карапуз уже запоминает, что делают персонажи произведения, и интересуется сюжетом. Но мы все равно рекомендуем использовать классику из разряда детских книг. Потому, что они простые, имеют хороший и интересный сюжет. Рекомендуем вам купить ребенку книгу «репку», «колобок» и так далее.
Помните также, что в столь раннем возрасте ребенок еще не умеет отличать сказку от жизни. Если он прочитал про то, что, к примеру, колобок катился по земле, то он будет думать, что такое действительно бывает. И будет спрашивать у вас, где найти колобка.
Отделять реальность от выдумки чадо сможет только к четырем годикам.
Примеры
Доктор может воспроизвести ситуацию, с помощью которой заставит ребенка снова пережить событие, вызвавшее у него фобию. Для этого он может сказать: «В одном городке жил мальчишка твоего возраста. Он был очень похож на тебя». И далее врач может говорить все, что угодно. Фантазия ребенка все дорисует сама. Врачу останется только направить мышление чада в правильное русло. Например, заставить его вспомнить проблемную ситуацию, и скорректировать ее на месте. Избавившись от первопричины недуга.
С помощью этого способа можно вылечить чадо от страха перед посещением детского садика. Фобии темноты. Сильного стресса. А также панических атак.
Подобных способов решения проблем очень много. Но заниматься сказкотерапией самостоятельно мы не рекомендуем. Потому, что вы можете залезть ребенку в подсознание, и случайно там что-нибудь повредить. Это вызовет в дальнейшем у ребенка проблемы.
Лучше обезопасьте его, и отправьте к профессиональному психотерапевту. Это намного надежнее.
На платформе Vikids вы можете: