Регистрация

Что такое сказкотерапия для детей? Как ей заниматься?

Сказкотерапия – это методика для корректировки поведения малыша. Обычно ее применяют психотерапевты. И она направлена на лечение ребенка от фобий, страхов.

Психотерапевты применяют сказкотерапию, чтобы понять, почему ребенок боится того или иного явления; по какой причине имеет фобию. Эту методику можно использовать с самого раннего детства. С помощью нее доктора смогут на ранних стадиях определить, в каком состоянии находится психика ребенка.

С первого взгляда кажется, что сказкотерапия – несерьезное и неэффективное занятие. Наверняка вы думаете, что это просто отдельный вид развлечений. Но это не так. С помощью этого направления можно добиться очень многого. Например, у доктора или родителя получится понять первопричину отклонений ребенка в психики. Понять, почему, к примеру, он злой. И уже на основе этого выяснить, что повлияло на формирование такого характера. И на поступки, которые он совершал в дальнейшей жизни.

Основной инструмент этой методики – сказки

Как бы это ни было очевидно, но в сказкотерапии основным инструментом влияния на ребенка является сказка. С помощью нее взрослый может: поделиться с малышом народной мудростью, опытом; научить его не попадать в неприятные ситуации; показать разницу между добром и злом. Практически в каждой сказке авторы приводят аллегории. В произведениях также показано, как люди реагируют на события, происходящие с ними.

Ребенок сможет научиться действовать в конкретных ситуациях, рассуждая при этом правильно. Примечательно, что эффективность этой методики доказана. Буквально каждый месяц в интернет выкладывают исследования авторитетных психотерапевтов, и специалистов в области психологии. В своих работах они расписывают, каким образом народные сказки влияют на ребенка. Они отмечают, как они воздействуют на подсознание малыша.

Какие бывают сказкотерапевтические методы?

Всего существует 7 методов:

  1. Повествование сказки.
  2. Диагностика состояния психического здоровья ребенка.
  3. Создание кукол для сказки.
  4. Придумывание самой сказки.
  5. Продумывание деталей сюжета. Создание сцен внутри сказки.
  6. Терапия с помощью песка.
  7. Рисование.

Метод рассказывания

Рассказывать произведение, либо сочинять его самостоятельно – полезно для ребенка. Он сможет развить свое умение говорить, и фантазию. И, одновременно с этим, покажет психотерапевту свое психологическое состояние.

Обычно доктора просят детей повествовать им сказки, а не сочинять их. Во время этого занятия доктор наблюдает за мимикой, жестикуляцией и эмоциями ребенка. Эти элементы проявляются во время рассказа больше всего. В этом возрасте ребенок открывается доктору с помощью рассказа сказки. Что и позволяет на ранних этапах поставить правильный диагноз.

Бывают ситуации, когда дети во время рассказа неожиданно начинают прерываться. К примеру, они могут остановиться, и начать придумывать слова, которых в самой сказке не было.

Одновременно с этим, на лице ребенка проявляются эмоции и гримасы. Например, он начинает волноваться. Это проявляется в бледности, большом потоотделении, изменении цвета кожи на более бледный. Иногда малыш начинает краснеть, у него проявляется нервный тик. Конечности постоянно двигаются.

С помощью этих признаков доктор сможет диагностировать у ребенка, к примеру, невротическое состояние. Обнаружив отклонение на ранних этапах, доктор сможет быстро вылечить малыша от предполагаемой болезни.

Метод рисования

Ребенок иллюстрирует сказку так, как представляет ее сам. Но переходить к ней можно только после того, как малыш расскажет произведение вам.

Метод рисования тоже является очень эффективным. На рисунке ребенок изображает все то, что его волнует. И все, что нужно сделать специалисту – правильно расшифровать то, что изображено на бумаге.

В ходе работы ребенок сможет порисовать на разноцветном картоне. Или воспользоваться пластилином. Он сможет не только показать взрослым, какая у него проблема. Но и избавиться от стресса, «выпустить пар».

Специалист определит текущее состояние малыша по отдельным признакам. К примеру, если ребенка что-то слишком беспокоит, то это проявится в виде нарисованных на бумаге монстров, пламени, а также неярких красок. Если ребенок использует яркие краски при рисовании, это значит, что, скорее всего, у него проблем с психикой нет. И в данный момент он ни о чем не переживает.

Рекомендуем вам приобрести карандаши, гуашь и акварель с наибольшим количеством разных цветов внутри. Это нужно, чтобы ребенок смог выбрать цвет, который бы лучше всех описал его состояние.

Создание кукол

Этот метод тоже широко применяется психотерапевтами. По словам докторов, дети получают новый опыт, когда создают куклу. С помощью создания куклы, ребенок сможет измениться и сам. У него получится найти выход из ситуации, и избавиться от нервов, которые периодически у него возникают.

Сказкотерапия для малышей, которым три года

В этот период сказкотерапия немного видоизменяется. Психолог начинает использовать другую методику для работы с малышом. В ходе занятий он пытается выяснить у ребенка подробности ситуации, которая могла причинить ему психологическую травму.

Обычно доктора соблюдают правила при общении с ребенком во время занятий. Например, они стараются показывать ребенку настоящие эмоции. Садят его перед собой так, чтобы он видел всю жестикуляцию и гримасы доктора, которыми он подкрепляет реплики.

По правилам, между доктором и ребенком не должно быть преград для зрительного контакта. Не рекомендуется слишком долго молчать, и обдумывать мысли. Это может негативно сказаться на ходе беседы – ребенок потеряет к разговору интерес.

В ходе занятий, доктор порекомендует малышу сказку. Ее нужно будет прочитать, а затем научить ребенка рассказывать историю врачу. Вам тоже нужно уделить внимание занятиям с малышом. Иначе, он будет не заинтересован, и добиться результата не получится.

После прочтения, ребенок должен вынести из сказки урок. И понять, в чем заключается ее суть. Например, в книге должна быть четко обозначена проблема произведения. Ребенок будет потом сам догадаться, что хотел сказать автор.

Произведение должно быть интересным и подходящим, иметь продуманную причинно-следственную связь, чтобы ребенок понимал, почему произошло событие.

Трехлетний ребенок уже запоминает, что делают персонажи произведения, и интересуется сюжетом. Но мы все равно рекомендуем использовать классику из разряда детских книг. Потому, что они простые, имеют хороший и интересный сюжет. Рекомендуем вам купить ребенку книгу «репку», «колобок».

Помните также, что в столь раннем возрасте ребенок еще не умеет отличать сказку от жизни. Если он прочитал про то, что, к примеру, колобок катился по земле, то он будет думать, что такое действительно бывает. И будет спрашивать у вас, где найти колобка.

Отделять реальность от выдумки ребенок сможет только к четырем годикам.

Примеры

Доктор может воспроизвести ситуацию, с помощью которой заставит ребенка снова пережить событие, вызвавшее у него фобию. Для этого он может сказать: «В одном городке жил мальчишка твоего возраста. Он был очень похож на тебя». И далее врач может говорить все, что угодно. Фантазия ребенка все дорисует сама. Врачу останется только направить мышление в правильное русло. Например, заставить его вспомнить проблемную ситуацию, и скорректировать ее на месте.

С помощью этого способа можно вылечить от страха перед посещением детского садика. Фобии темноты. Сильного стресса. А также панических атак.

Заниматься сказкотерапией самостоятельно мы не рекомендуем. Потому, что вы можете залезть ребенку в подсознание, и случайно там что-нибудь повредить. Это вызовет в дальнейшем у ребенка проблемы.

Лучше обезопасьте его, и отправьте к профессиональному психотерапевту. Это намного надежнее.