Регистрация

Дисграфия у детей: причины, симптомы и методы лечения

Дисграфию называют специфическим расстройством обучения с нарушением письменной речи. Эта проблема может проявляться сама по себе, а может также наблюдаться вместе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Виды дисграфии у детей

У большинства детей может быть сразу несколько типов дисграфии. Вот основные: 

1. Моторная дисграфия

При этом типе расстройства почерк часто неразборчив, так как ребенок не может правильно держать карандаш.

2. Дисграфия-дислексия

Дети с дисграфией дислексии часто способны хорошо переписывать текст, однако их спонтанное письмо довольно неразборчиво, а орфография не идеальна.

3. Лексическая дисграфия

Этот тип довольно редко встречается у детей и наблюдается, когда ребенок может писать, но в большей степени следует стандартным шаблонам "звук-буква". 

4. Пространственная дисграфия

Если ребенок не понимает понятия пространства и ему трудно писать на линиях и соблюдать интервалы между словами, говорят, что у него пространственная дисграфия. При этом спонтанное или скопированное письмо неразборчивы, однако орфография не хромает. 

5. Фонологическая дислексия

Фонологическая дисграфия - это неспособность произносить незнакомые и фонетически неправильные слова. Дети с этим типом дисграфии не способны запоминать фонемы и правильно использовать их в письменной речи.

Причины детской дисграфии

Важно понять, что вызывает дисграфию у ребенка, чтобы можно было оказать ему эффективную помощь. Вот некоторые причины детской дисграфии:

  • недоразвитая мелкая моторика;
  • неспособность правильно визуально обрабатывать буквы и слова;
  • повреждение мозга;
  • множество мысленных образов;
  • неправильное обучение.

Признаки дисграфии у детей

Вот наиболее важные симптомы дисграфии:

  • неспособность изложить свои мысли на бумаге;
  • неаккуратный и неразборчивый почерк; 
  • неумелый и жесткий захват карандаша и неудобное положение тела;
  • проблемы с соблюдением интервалов между словами и формами букв;
  • проблемы при попытке написать слова слева направо;
  • сложности в соблюдении границ при письме; 
  • проблемы с другими мелкими двигательными навыками, такими как владение вилкой, завязывание шнурков или застегивание пуговиц;
  • неспособность правильно писать;
  • спонтанное смешивание прописных и строчных букв; 
  • неумение правильно держать карандаш или пользоваться ножницами; 
  • отказ от письма;
  • написание исключительно неполных предложений. 

Когда можно заметить симптомы дисграфии? 

Поскольку дисграфия связана с неспособностью правильно писать, большинство родителей и учителей могут заметить первые признаки лишь в школе. 

Хотя все дети поначалу испытывают сложности с письмом, однако через время процесс налаживается. Если ребенок по-прежнему не может привыкнуть к письму и проявляет вышеуказанные симптомы дольше, чем требуется, это может быть сигналом о наличии расстройства.  

Как определить дисграфию? 

Для диагностики дисграфии может потребоваться консультация психолога или невролога. Врач распросит об истории рождения ребенка, вехах его развития, а также попросит посмотреть на его почерк. 

Для определения дисграфии также используются различные тесты, которые направлены на оценку мелкой моторики, интеллекта, академических знаний. 

Буквообразование и другие виды моторной дисграфии могут быть диагностированы в возрасте шести лет, но, как правило, это все же происходит не раньше девяти лет - "тест на письменность" может выполняться только детьми, которые уже привыкли к сложным формам письма.  

Лечение дисграфии у детей

Лечение зависит от ребенка, а также от наличия других проблем с обучением или со здоровьем.  

Не существует специальных упражнений для избавления от дисграфии, однако есть определенные методы обучения, которые могут помочь.

Поскольку многие дети с дисграфией также имеют дислексию, им, возможно, придется работать над базовыми навыками чтения, такими как декодирование. Это особенно важно для того, чтобы помочь детям с правописанием. Для этого им нужно будет хорошо объяснить слоговые паттерны, отношения между буквами и звуками, а также отношения между значениями и группировками букв.

Специально для тех, кто испытывает сложности с двигательными навыками, необходимыми для письма, разработан ряд упражнений, помогающих разработать силу руки и мелкую моторику, правильно держать карандаш или ручку, а также выбирать удобную позу. 

Чтобы помочь детям с другими проблемами, связанными с письмом, используется образовательная терапия: дети учатся обходить слабые места за счет письма, ставить разумные и достижимые цели, а также отслеживать прогресс с помощью визуальных инструментов. 

Развивающая терапия для детей с дисграфией

Что могут сделать родители, чтобы улучшить почерк и другие проблемы с письмом у ребенка? 

  • Поменяйте бумагу

Попробуйте заменить линованную бумагу графической так, чтобы у каждой буквы было свое собственное пространство. Она также очень удобна для того, чтобы научить ребенка оставлять один пустой отсек между словами. 

  • Смените инструмент

Дети с дисграфией от природы не могут легко держать ручку или карандаш, поэтому, если вы дадите им что-то тонкое для работы, это побудит их использовать легкий захват. Предложите ребенку перо и чернила, чтобы сделать процесс более увлекательным, или попросите писать мелом на доске.

Есть даже ручки, разработанные специально для детей с дисграфией - они имеют удобный захват.  

  • Научите печатать на машинке

Детям с дисграфией гораздо легче печатать на машинке, чем писать. Такая форма обучения снимет стресс и позволит ребенку гораздо лучше выражать мысли в письменной форме

  • Научите развивать мышечную память 

Дети с дисграфией могут испытывать сложности с мелкой моторикой. Чтобы решить эту проблему, предложите использовать на обед вместо вилки палочку для еды и захватить ее тремя пальцами, используемыми для письма.

Превратите процесс в игру, а затем наградите ребенка за старания. 

  • Придумайте мультисенсорные упражнения

Пусть ребенок поиграет в песке или краске и попросите его сформировать слова с помощью пальцев. Тактильные ощущения помогут сформировать лучшее понимание букв. 

  • Говорите и пишите

Предложите ребенку сначала произнести слово вслух, а затем записать его. Это поможет ему сосредоточиться и отслеживать свои усилия, поскольку он задействует различные части мозга.

  • Используйте диктофон

Детям с хорошими устными навыками можно дать диктофон и предложить сначала записать свои мысли, а затем написать их во время прослушивания. Это облегчит задачу, поскольку ребенку не нужно будет сосредотачиваться на формировании предложений или грамматике, и он сможет полностью сконцентрироваться на словообразовании. 

  • Купите шаблоны для написания букв

Распространенная проблема, с которой сталкиваются дети с дисграфией, - это писать слова снизу вверх. Научите ребенка последовательно формировать буквы сверху, а не снизу.

Буквы не обязательно должны быть идеальными, но они должны быть последовательными.

Когда следует обратиться к врачу? 

Если малыш старается изо всех сил, но все еще не может освоить письмо и испытывает беспокойство при любом упоминании о том, что придется писать, следует проконсультироваться со специалистом. 

Не бойтесь обращаться за помощью, если ваши попытки помочь дома не увенчаются успехом, потому что будущее вашего ребенка зависит от того, сможет ли он быть уверен в своих силах. Вместе вы сможете преодолеть эту проблему. 

На платформе Vikids вы можете:

Почитать похожие статьи

Выбрать лечебное учреждение