Регистрация

Как научить ребенка правильно понимать текст. Начинаем с предложения.

Екатерина Бунеева – доктор педагогических наук, автор учебников по русскому языку и чтению, создатель Домашней онлайн-школы грамотности «Всё правильно» https://buneeva.vsepravilno.com и бабушка внучки-билингва.

Чтобы ребёнок научился понимать текст, нужно сначала поработать с отдельным предложением. Что это значит?

Это значит научить его понимать, о чём в предложении говорится прямо, в явном виде (такая информация называется фактуальной, но это знание для нас, взрослых). А потом показать, что в отдельном предложении может содержаться и другая информация: то, о чём прямо не говорится, но читатель догадывается (подтекстовая).

Задания, о которых дальше пойдёт речь, подходят для детей, уже умеющих читать. Это могут быть и старшие дошкольники, и первоклассники, и дети постарше.

  • Учим ребёнка определять, сколько в предложении слов, и задавать к этим словам вопросы. При этом обращаем внимание на то, что вопрос можно задать не к каждому слову. Например, в предложении «У Никиты машинка с управлением» слов 5, а вопросов будет 3, потому что к предлогам "у" и "с" вопрос задать нельзя: эти слова ничего не обозначают, они помогают связать слова в предложении.

Какие это вопросы?

1) У кого машинка с управлением?

2) Что есть у Никиты?

3) Какая машинка у Никиты?

А вот в предложении «Петя остановился у перехода» вопросы можно задать ко всем словам, кроме предлога "у" (Кто остановился у перехода? Что сделал Петя? Где остановился Петя?), и это будут вопросы к фактуальной информации. А ещё можно спросить так: Почему Петя остановился у перехода? Это уже вопрос к подтекстовой информации. Ответа на этот вопрос в предложении нет, но мы можем догадаться и предположить: либо горел красный сигнал светофора, либо, если не было светофора, Петя остановился, потому что по дороге ехали машины.

С помощью этого упражнения мы постепенно учим ребенка понимать, что в предложении есть не только информация, которая сообщается в готовом виде, но и та, что спрятана «между строк», и её тоже нужно уметь вычитывать.

  • Учим обращать внимание на порядок слов и ставить логическое ударение. Например, даём предложение, где явно нарушен порядок слов (Альбомы достали дети и карандаши.) и предлагаем исправить его: поменять слова местами так, чтобы смысл предложения стал понятен. А затем просим ребёнка прочитать предложение несколько раз, выделяя голосом каждый раз другое слово (учим ставить логическое ударение). Например: Дети достали альбомы и карандаши. Если выделяем голосом слово дети, это будет ответ на какой вопрос? (Кто достал альбомы и карандаши?). Дети досталиальбомы и карандаши. А это ответ на какой вопрос? (Что сделали дети?)и т.д.

Вы заметили, что, занимаясь порядком слов и логическим ударением, мы по сути продолжаем учить задавать вопросы к предложению, но не напрямую, а через ответы.

  • Учим видеть в предложении слова, лишние по смыслу. Чтобы ребенок нашёл в предложении лишнее слово, он должен вдуматься в смысл предложения и понять его. Например, в предложении "Прилетели птицы и очень начали вить гнёзда", лишнее слово очень. Почему?

Здесь поможет умение задавать вопросы к словам. Вопрос начали (как?) очень не имеет смысла: здесь явно нужно другое слово (сразу, скоро…), но его нет, значит, слово очень, лишнее, его нужно убрать.

  • Проверяем, как мы научились читать предложения: выполняем комплексные задания. Такие задания предполагают, что ребёнок сначала составляет «рассыпанное» предложение, исключая лишнее слово, а потом задаёт вопросы ко всем самостоятельным словам. Например, даны слова: на, сильный, был, море, шторм, корабль. Надо составить предложение, исключив лишнее слово: На море был сильный шторм. Затем определить, к каким словам можно задать вопрос. Таких слов 4 (все, кроме предлога на).

Получается 4 вопроса:

Что было на море?

Где был шторм?

Какой был шторм?

Что говорится про сильный шторм на море?

Все эти задания есть в нашей книжке «Учимся читать и понимать текст. Литературное чтение. 1 класс», авторы Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, И.В.Кузнецова, изд. «Баласс», М., 2018)

Аналогичных заданий можно придумать множество, достаточно просто подобрать подходящие предложения. Их всегда можно найти в детских книжках.

  • Есть ещё очень интересное и эффективное, но более сложное упражнение, о котором хотелось бы рассказать отдельно. Оно описано в книгах Генриетты Григорьевны Граник и её соавторов о чтении. Суть упражнения в том, что нужно вычитать из одного предложения все смыслы и на их основе составить текст, не добавляя ничего от себя. Посмотрим на конкретном примере, как это происходит.

Дано предложение: Он, вероятно, закричал бы, заплакал, но совершенно неожиданно мама ему в поход идти разрешила. О чём говорится в этом предложении, какие смыслы в нём есть? Сформулируем их.

1. Действующие лица – мама и сын. (О матери говорится прямо, а о том, что второе действующее лицо – сын, мальчик, мы догадываемся с помощью слов он, егои глаголов прошедшего времени мужского рода – закричал бы, заплакал. Мальчик ещё не взрослый, поскольку ему нужно разрешение мамы, это подтекстовая информация).

2. Сын очень хотел пойти в поход. (Это подтекстовая информация, понять ее помогают слова: закричал бы, заплакал.)

3. Он думал, что мама его не отпустит. (Это тоже подтекстовая информация, понять её помогает сочетание слов «совершенно неожиданно…разрешила».)

4. Сын стал бы, вероятно, кричать, плакать, чтобы добиться своего и пойти в поход. (Об этом в предложении говорится прямо, в явном виде, это фактуальная информация).

5. Вопреки его предположениям, мама в поход идти разрешила. (Об этом тоже говорится прямо, это фактуальная информация).

6. Можно с очень большой долей вероятности предположить, что мальчик обрадовался. Какой текст можно составить из этих смыслов? Например, такой.

  • Текст 1. Мальчику очень хотелось пойти в поход, но он боялся, что мама не отпустит. Сын был готов кричать, плакать, лишь бы добиться своего. Однако совсем неожиданно мама позволила ему пойти в поход.

Вот другой вариант текста, и он тоже правильный.

  • Текст 2. Сын очень хотел пойти в поход, но нужно было спросить разрешения у мамы. Мальчик боялся, что его не отпустят, он скорее всего стал бы плакать, кричать. И вот совершенно неожиданно мама ему разрешила! Ура! Теперь сравним этот текст с «неправильным», чтобы увидеть разницу и лучше понять смысл упражнения.
  • Текст 3. Весь класс собирался в поход, и мальчик тоже очень хотел пойти. Но он был маленький, и мама за него боялась. Мальчик огорчился, что его не отпустили в поход. Он был готов кричать и плакать, но неожиданно мама его отпустила.

Чем отличается третий текст от первых двух? Тем, что в нём появились смыслы, которых в предложении нет. Ни прямо, ни «между строк» не говорится, что мальчик был маленький (он вполне мог быть и подростком, которому тоже требуется разрешение родителей), что мама за него боялась. Полностью домыслил автор текста и про класс, который собирался в поход, об этом ничего не сказано. Неверно понял автор текста и сам смысл предложения («Мальчик огорчился, что его не отпустили в поход». На самом деле, он боялся, что не отпустят, предполагал это, готов был кричать и плакать. Понять это помогают частица бы и слово вероятно). А чем отличаются друг от друга тексты 1 и 2? Тем, что одни и те же смыслы выражены несколько иначе: во втором тексте добавлено «нужно было спросить разрешения у мамы» (этот смысл в подтексте есть) и «Ура!» в конце (и этот смысл есть в подтексте, раз мальчик даже был готов кричать и плакать, лишь бы отпустили, значит обрадовался очень).

Авторы текстов использовали синонимы (разрешила, позволила). Весь смысл и ценность упражнения по разворачиванию предложения в текст именно в том, чтобы вычерпать из предложения все те и только те смыслы, которые в нём есть, и составить на их основе текст, ничего не добавляя, не фантазируя. Тогда упражнение будет выполнять свою основную функцию – учить понимать текст, вычитывать из каждого предложения всю информацию.

  • Кроме того, это замечательное упражнение в развитии связной речи, потому что требует составить устно или записать текст, пусть и небольшой. А составить крошечный текст по всем правилам, когда ты ограничен в содержании и языковых средствах, не так-то просто. Это упражнение полезно выполнять в начале занятия (урока) или перед началом совместного чтения. Подобрать предложение можно из того текста, который предстоит читать. Предположим, вы хотите прочитать стихотворение «Тучкины штучки» В.Маяковского. Перед началом чтения предлагаете ребёнку (не говоря о том, что именно собираетесь читать), такую строчку: К ним, любопытством объятая, по дороге пристала пятая. Какие смыслы есть в этом странном предложении?

1. Кто-то куда-то двигался (непонятно, кто именно и куда).

2. Их было сначала четверо.

3. Потом к ним присоединилась пятая (тоже непонятно кто).

4. Она к ним пристала из любопытства.

Какой может получиться текст из этих смыслов? Например, такой: Четверо куда-то направлялись, двигались. Потом к ним по дороге пристала пятая. Она присоединилась, потому что была очень любопытна. Или такой: Она была так любопытна! Ей очень хотелось понять, куда направляются эти четверо, и она решила к ним присоединиться. Дальше двигались впятером. А затем читаете стихотворение, и загадка разъясняется: Плыли по небу тучки, Тучек четыре штучки: От первой до третьей – люди, Четвёртая была – верблюдик. К ним, любопытством объятая, По дороге пристала пятая… Очень весёлое и полезное упражнение! Только нужно обязательно сравнивать друг с другом правильные тексты, чтобы помочь детям увидеть, как можно одну и ту же мысль выразить по-разному, используя другой порядок слов и предложений, слова-синонимы и т.д.

Автор Екатерина Бунеева 

На платформе Vikids вы можете: 

Найти/Купить книги.