Регистрация

Как понять, что тобой манипулируют? Учим подростка распознавать манипуляции

В жизни подростку будут попадаться люди, которые будут пытаться им манипулировать. Заставлять тинейджера делать то, что он до этого не планировал. Мы расскажем о том, как научить подростка распознавать манипуляции. И как делать так, чтобы им никто не мог манипулировать.

Расскажите тинейджеру о типах манипуляторов

Сначала тинейджеру нужно объяснить, что существует два типа манипуляторов. Первый - интуитивный. Второй - специально обученный манипулятор. Рассмотрим каждый из этих видов по отдельности.

Интуитивный манипулятор

Этот тип людей специально манипулированию не обучался. Он имеет врожденный талант находить подход к людям. Давить на точки, которые приведут к получению им определенной выгоды. И которые заставят человека сделать то, что им нужно. Манипуляторы подобного типа имеют врожденный талант к психологии. Однако, используют его в неправильном русле.

Обученные манипуляторы

Этот тип людей не имеет врожденных навыков в психологии и предрасположенности к манипуляциям. Но, тем не менее, использует их. Манипулятор подобного типа освоил способы манипуляции с помощью чтения книг. А также благодаря прохождению разнообразных курсов.

Как подростку определить, что им пытаются манипулировать?

Манипуляцией является ситуация, когда после определенных действий человека, подросток выполнил его просьбу. Хотя сам этого он изначально не хотел. Манипулятор может применять ряд способов для достижения желаемого.

Способы манипуляции

Лесть

Если подростку в школе регулярно говорят, что он отлично учится, хорошо выполняет определенную работу и так далее, то это манипуляция. Ничего положительного от подобных слов ожидать не стоит. Скорее всего, через некоторое время тинейджера попросят что-нибудь сделать. Например, побыть дежурным по классу, хотя сейчас не его очередь. Или помочь принести учебники/мебель. Хотя это входит в обязанности других людей.

Чтобы избежать манипуляции, подростку необходимо твердо ответить на предложение "нет". А если его об этом просит учитель, то он должен придумать какую-нибудь отмазку. С помощью которой сможет отказаться от выполнения той или иной задачи.

Оскорбление

Этот способ манипуляции прямо противоположен предыдущему. Его суть заключается в том, чтобы оскорбить подростка. Унизить его. Ухудшить его самооценку.

После того, как тинейджера оскорбят, в нем вызовут желание "восстановить доверие" перед унизившим человеком. То есть, выполнить вещи, которые требует манипулятор. Для того, чтобы банально реабилитироваться в его глазах.

Если подросток заметит, что его оскорбляют, а затем просят сделать определенную вещь, то он должен отказаться от нее. И не вестись на манипуляции. Оправдываться и "реабилитироваться" в чьих-то глазах ему не стоит.

Запугивание

Этот метод манипулирования очень популярен абсолютно везде. Как в школе, так и при общении с друзьями. Иногда его используют учителя.

Заставляют подростка начать бояться того, что он получит плохую оценку. Соответственно, требуют его выполнять поручения. Обещая взамен, что подросток не получит плохую оценку.

Подобным образом манипулировать могут абсолютно любые люди. Главное - не обижаться на запугивания. И не выполнять требования манипулятора.

Включение чувства вины

Подобную манипуляцию очень часто применяют одноклассники тинейджера. А также учителя. Преподаватели могут говорить: "Ты вообще не делаешь домашнее задание по моему предмету" или "Тебя ничего не интересует, кроме прогулок по улице". И так далее.

Благодаря подобной манипуляции человек пытается "включить" у подростка чувство вины. Для того, чтобы он начал уделять ему большее количество внимания. А также помог избавиться от некоторых проблем.

Вера в реальность

Этот метод используется манипуляторами для того, чтобы ввести человека в заблуждение. Люди подобного типа отлично умеют лгать. Поэтому они могут внушить тинейджеру, что произошло событие, которого на самом деле не было. Также, они могут поступить и наоборот. Убедить подростка в том, что определенного события не происходило (хотя оно на самом деле было).

Когда тинейджером манипулируют, собеседник пытается внушить, что человек все себе накрутил. И что никакой проблемы на самом деле не существует. Поэтому тинейджеру нужно верить, прежде всего, своим глазам. А также опираться на факты, игнорируя внушения манипулятора.

Действия манипуляторов расходятся с тем, что они говорят

Некоторые манипуляторы являются очень тонкими психологами. Они знают, что человек хочет от них услышать. И с радостью говорят конкретные слова. Однако, от действий сказанное значительно отличается.

Подобные манипуляторы говорят подростку одно, а поступают совсем иначе. Не беря во внимание сказанные слова и данные обещания. Например, они могут говорить в лицо подростку, что он - очень умный. А на самом деле считать его чрезвычайно глупым. И обращаться с ним соответствующим образом.

Способы борьбы с манипуляциями

Все способы манипуляции очень эффективны. Некоторым специалистам удается использовать каждый из них попеременно. Добиваясь желаемого. Тем не менее, бояться этих манипуляций не нужно. По той причине, что от них можно очень легко отмахнуться.

Подростку нужно определить, какой конкретно метод манипулирования применяется против него

Сначала подростку необходимо проследить за поведением манипулятора. Выяснить, какой метод для этого применяет собеседник. Пытается ли он льстить, оскорбляет, угрожает или же старается спровоцировать включение чувства вины.

После этого тинейджеру нужно обратить внимание на слова манипулятора. Определить, какие из них провоцируют появление негативных эмоций (которые вызывают у него желание повестись и выполнить требуемое действие). Если подросток найдет слова, которые вызывают у него бурные эмоции, это положительно на него повлияет. Поскольку в следующий раз, когда кто-нибудь это скажет, тинейджер больше не будет чувствовать себя плохо. Его настроение не ухудшится. Потому, что в следующий раз его психика разовьет "иммунитет" к аналогичным манипуляциям. И добиться желаемого у собеседника не получится.

Подростку нужно понять, зачем манипулятор пытается манипулировать им

Далее подростку нужно попытаться понять, по какой причине человек пытается им манипулировать. Чего он хочет добиться от него в итоге. Для этого подростку нужно напрямую спросить собеседника.

Например, если в школе одноклассник нахваливает тинейджера, то он не должен расслабляться. Его задача - сказать: "Зачем ты меня хвалишь? Хочешь, чтобы я выполнил домашнее задание за тебя?".

Важно задавать вопрос максимально спокойно. Не проявляя никаких лишних эмоций. Если тинейджер скажет это спокойно, то манипуляция не пройдет. Потому, что эмоций у подростка не будет. Помните, что основная задача манипулятора - вывести из равновесия человека.

Подростку нужно контролировать тему разговора, и не давать манипулятору перевести диалог в другое русло

Если манипулятор будет пойман на манипуляциях, то он будет стараться отвлечь тинейджера. Начнет говорить о сторонних вещах. Например, о домашнем задании, школе и досуге.

Подростку необходимо держать тему разговора в уме. И не давать собеседнику переводить ее в другое русло. Собеседник должен понять, что подросток заметил его манипуляцию. И что больше он не будет пытаться манипулировать им.

Подростку нужно научиться говорить "нет"

Цель манипулятора - сделать так, чтобы тинейджер выполнил его просьбу. Поэтому задача подростка состоит в том, чтобы научиться отказывать. Говорить "нет" громко и четко. Так, чтобы у человека не возникало желание больше пытаться манипулировать подростком.

При этом, отказывать манипулятору нужно тактично. Чтобы и манипуляция не удалась, и отношения остались с человеком хорошие. Например, если одноклассник похвалил подростка, а затем попросил сделать за него д/з, то тинейджер должен отказать. А затем добавить: "Я не могу. У меня остались долги по некоторым предметам, а затем я ухожу на спортивную секцию. У меня нет времени". Или придумать любую другую причину, которая тактично объяснит, почему тинейджер отказался.

Заключение

Подростку нужно настороженно относиться к людям, которые пытаются им манипулировать. Если тинейджер обнаружит эту проблему, то он должен начать держать человека на расстоянии. Манипулятору доверять нельзя. Если он попытался повлиять на подростка один раз, то подобное может случиться и повторно. Но в больших масштабах.

Скажите подростку, чтобы никогда не доверял манипуляторам. Эти люди являются плохими. И ожидать от них преданности, а также человечности не стоит. Они делают все исключительно в собственных интересах.