Регистрация

Как разговаривать с детьми о деньгах? Как научить ими распоряжаться? Рекомендации родителям

Чтобы к совершеннолетию ребенок научился правильно распоряжаться деньгами, о них нужно разговаривать с самого детства. Рассказывать чаду, как пользоваться средствами. Как правильно тратить их. Чтобы извлекать максимальный эффект. А не просто растрачивать заработанные сбережения.

Мы расскажем о том, как разговаривать о деньгах с детьми.

Почему разговаривать с ребенком о деньгах - важно?

Некоторые люди не обладают финансовой грамотностью. Даже в сознательном возрасте они неправильно распоряжаются деньгами. Растрачивают заработанные сбережения на кратковременные радости жизни. Походы в рестораны, торговые центры и другие виды досуга. В результате, у них не остается средств на квартплату, коммунальные услуги и еду.

Безусловно, тратить деньги на развлечения нужно. Но только лишь малую их часть. Основную массу сбережений необходимо тратить на действительно важные вещи. Еду, одежду, предметы быта, отдых и так далее.

Чтобы научить ребенка правильно распоряжаться деньгами, мы рекомендуем разговаривать о средствах с самого раннего детства. И придерживаться следующих советов

Рекомендация #1: Объясняйте, как распоряжаться деньгами

Самый простой способ объяснить детям, что такое деньги и как их правильно тратить - с помощью игр. 

Научите ребенка отличать настоящие деньги от игрушечных

В возрасте от восьми лет, вы можете сыграть с ребенком в игру "Отличи деньги". Суть ее заключается в следующем:

  1. Вы, якобы, находите дома клад. Коробку с деньгами.
  2. В нем лежит два вида денег. Одни - настоящие (сто-, двухсот-рублевые купюры). Вторые - фейковые (деньги из монополии).
  3. Положите их перед ребенком и попросите угадать, какие деньги настоящие, а какие - нет. После того, как чадо сделает это, узнайте, почему он принял то или иное решение. 
  4. Расскажите, как отличить настоящую денежную купюру от фейковой. 

Расскажите чаду, как в семье появляются деньги

Расскажите ребенку, что для получения средств необходимо работать. Деньги появляются только этим способом. Получить средства из неоткуда - нельзя. Для того, чтобы их добыть, нужно потрудиться. 

Объясните ребенку, что для заработка больших средств совсем необязательно тяжело работать (на шахте или заводе). Крупные суммы можно зарабатывать и интеллектуальным трудом. Например, став программистом, банкиром или специалистом в сфере рекламы.

Какие предметы и продукты можно приобрести за денежные средства?

В обязательном порядке объясните ребенку, какие предметы и продукты можно приобрести за деньги. Скажите, что средства позволяют купить большинство видов пищи, одежды и предметов быта. Добавьте, что за деньги продаются билеты в кино, еда в детском саду, школе, а также автомобили, квартиры, недвижимость и множество других вещей. 

Добейтесь того, чтобы ребенок понял следующий тезис: если он хочет получить определенную вещь, то за нее сначала нужно отдать деньги. Это очень важно. Чтобы сформировать в ребенке честность. Чтобы он в будущем не стал вором или мошенником. Человеком, который привык получать вещи без платы за них.

Рекомендация #2: Мотивируйте ребенка копить деньги

В раннем возрасте у детей очень много желаний. Они хотят купить машинку на пульте управления, новую игрушку или любой другой предмет. То, что у ребенка есть мечта - похвально. Но, чтобы он научился добиваться ее, ему нужно сформировать цель. И планомерно идти к ней, делая различные накопления.

Когда ребенок сформирует финансовую цель, начните давать ему деньги в школу. Расскажите, что на каких-то продуктах в столовой можно сэкономить, отложив средства, но зато потом купить предмет, который чаду очень хочется.

Предположим, машинка на пульте управления стоит 3.000 рублей. Ежедневно ребенку в школу вы даете по 100 рублей. Он может заказывать себе еду на 50 рублей. А оставшиеся 50 рублей откладывать.

В результате, за один месяц он "заработает" 1.500 рублей. И еще через тридцать дней сможет на собственные сбережения купить ту самую машинку за три тысячи.

Рекомендация #3: Разрешайте ребенку покупать вещи самостоятельно

Возвращаемся ко все той же машинке. Когда ребенок "заработает" на нее средства, отправьтесь с ним в магазин. Пусть он сам выберет автомобиль мечты. И заплатит за него на кассе.

Оплата машинки - завершающая часть процесса достижения ребенком цели. В этот момент он почувствует то, насколько же это интересно ставить перед собой задачи и добиваться их. В дальнейшем увеличит количество своих финансовых целей. И станет успешным человеком.

Также, в обязательном порядке отправляйте ребенка за покупками в супермаркет. Пишите ему список продуктов. И просите выбирать их самостоятельно.

Научите ребенка не экономить на продуктах. Покупать еду хорошего качества. Даже если она дорогая.

Проконтролируйте, чтобы ребенок отслеживал срок годности того или иного продукта. И отказывался от еды, которая выглядит некачественной. Или пропавшей.

Перед тем, как отпускать ребенка в магазин самостоятельно, в обязательном порядке сходите с ним в супермаркет. Покажите, как правильно выбирать продукты. И куда смотреть, чтобы определить, свежие ли они.

Рекомендация #4: Расскажите, как распоряжаться бюджетом в быту

В обязательном порядке научите ребенка распоряжаться текущим бюджетом семьи в быту. Расскажите ему, как определять, что действительно важно оплатить в данный момент. Кратковременное развлечение, которое забудется через день (например, поход в ресторан), или курсы английского языка? Которые принесут свои плоды.

Также, вам предстоит научить ребенка правильно распоряжаться своими финансами. Например, вы можете дать ему на неделю 500 рублей. И сказать, что все эти средства чаду нужно растянуть на пять учебных дней.

Скорее всего, в первый раз ребенок очень быстро потратит 500 рублей. У него не останется денег уже в среду (если не раньше). В этом случае вам нужно будет дать чаду в школу бутерброды. И не давать карманных денег до следующей недели.

В воскресенье вечером повторно дайте ребенку 500 рублей. И попросите в этот раз распорядиться ими более грамотно. Скорее всего, на текущей неделе ребенок не будет тратить чрезмерное количество средств. И сэкономит большую часть из них.

Рекомендация #5: Введите ребенка в детский курс экономики

Расскажите ребенку, что такое плата за квартиру. Что такое коммунальные услуги. Что представляет собой семейный бюджет. Что значит слово "распродажа". Что такое скидки. Что такое кредит, и почему его ни в коем случае нельзя брать. И так далее.

Также, введите ребенка в курс того, как в вашей семье принято распоряжаться деньгами. Объясните, как вы с папой делите заработанные на работе деньги. Пополам или же в каком-то процентном соотношении? 

Объясните ребенку:

  1. Сколько средств вы платите за интернет, кабельное и так далее.
  2. Сколько средств вы платите за те платежи, которые делать обязательно.
  3. Сколько средств вы тратите на то, чтобы съездить на отдых заграницу.
  4. Сколько средств вы тратите на разнообразные развлечения (походы в рестораны, покупку одежды и так далее).

Рекомендация #6: Не ругайте ребенка, если он ошибается

На первых этапах обучения финансовой грамотности ваш ребенок наверняка будет ошибаться. Тратить деньги не так, как нужно. И терять большую часть средств, которые вы ему дали.

Если ребенок купил предмет, который можно было не приобретать, не ругайте его. Попросите объяснить, чем он руководствовался, когда делал это. Возможно, его аргументация покажется вам вполне разумной. 

После того, как ребенок объяснит свой поступок, поговорите с ним повторно. Объясните, как вместо этого он мог бы распорядиться деньгами. Спокойно объясните, почему то, что он купил, можно было не приобретать. 

Если вы считаете, что ребенок потратил средства впустую, то поговорите с ним. Расскажите, насколько больше времени ему теперь придется откладывать для того, чтобы накопить на свою цель. Это положительно повлияет на чадо. Поскольку в следующий раз ребенок будет больше обдумывать свои покупки. И не будет делать бесполезные траты.

Заключение

Ни в коем случае не прививайте ребенку стереотипы о деньгах. О том, что если человек ездит на новой BMW или Mercedes-Benz, то он эти деньги "украл". О том, что богатые - плохие. О том, что обычные люди никогда не зарабатывают много. И так далее.

Все эти установки плотно оседают в голове ребенка. И проявляются в более старшем возрасте. Прививать их ребенку опасно. Поскольку в будущем он не сможет добиться успеха. Стереотипы помешают ему в этом.

На платформе Vikids вы можете: