Регистрация

Как учить стихи с ребенком?

Ребенок отказывается учить стихи? Не знаете, как натренировать ребенка читать стихи выразительно? Мы расскажем, как научить малыша запоминать стихи быстро, эффективно и без слез.

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок был хорошим оратором. Умел быстро запоминать, и рассказывать стихи выразительно. 

Каждый из нас хочет, чтобы ребенок научился выступать перед другими людьми. Причем, перед большой аудиторией.

Возникают ситуации, когда в школе ребенку задают выучить на уроке литературы определенное стихотворение. Учителя ставят четкие временные рамки (три-пять дней), и грозятся поставить плохую оценку, если этого не будет сделано. Самое плохое, что может случиться с родителями в этот момент – ребенок откажется учить домашнее задание.

Аргументы у малыша могут быть разные. Он может сомневаться в своих силах и говорить, что не сможет этого сделать. А может просто повести себя плохо, и сказать, что не хочет этого делать.

Вне зависимости от того, что говорит ребенок, это происходит из-за того, что он просто боится того объема информации, который ему дают. Ребенок переживает, что не сможет запомнить стихотворение в установленный срок. И в этом нет его вины. Тут решающую роль играет его мозг – он пытается защитить себя от перегруза новой информацией.

Для таких ситуаций детскими психологами был придуман ряд шагов. С помощью них вы сможете помочь ребенку без проблем выучить любое стихотворение. Мы расскажем о них.

 

Успокойте малыша

 

Если ребенок отнекивается на ваши просьбы начать учить стихотворение, нужно отнестись к этому спокойно. Начните успокаивать ребенка и говорить, что у него все получится. Таким образом, вы усыпите его бдительность, и уведете от мысли о том, что он не сможет выучить стих.

Далее, сделайте вид, что вы вообще не собираетесь учить с ним стишок. Это можно сделать следующим образом. Скажите: «Как скажешь, сынок. Стишок учить с тобой в данный момент я не собираюсь. Давай я его пока почитаю вслух, а ты просто повторишь». После этих слов, ребенок подумает, что вы действительно не будете заставлять его учить домашнее задание. И начнет внимательно вслушиваться в слова. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Далее, скажите ребенку внимательно вас слушать, и повторять за вами строчки.

Перегружать мозг ребенка информацией тоже не стоит. Если вы будете рассказывать чаду по две-три строчки, то оно не сможет за вами повторить. 

Поэтому, рекомендуем декламировать максимум по одной строчке. Так мозг ребенка не будет перегружаться информацией. И ему будет легче запомнить то, что вы скажите.

 

Узнайте, есть ли в стихе предложения, слова или словосочетания, которые ребенок не знает или не понимает

Даже взрослые не смогут выучить то, что они не понимают. Не то, что ребенок. Поэтому вам нужно объяснить все непонятные моменты в стихе.

На следующем этапе вам нужно узнать у малыша, есть ли в тексте места, смысл которых ему не ясен.

Вы можете найти проблемные строчки двумя способами. Либо спросить у ребенка напрямую, что ему непонятно. Либо послушать его при повторе ваших строчек. Это проявляется в том, что ребенок путает определенное слово. Либо и вовсе не может повторить строку с неизвестной для него фразой.

Ваша задача при нахождении такого слова – объяснить его значение так, чтобы ребенок все понял. Приведите пример. И после этого убедитесь в том, что ребенок понял слово.

 

Процесс заучивания стиха

 

Когда с предыдущими шагами покончено, ребенок уже готов к изучению самого стиха. 

Запоминать текст нужно по определенной методике. Ребенку будет легче, если он воспользуется ей.

 

Методика

 

На первых порах необходимо, чтобы ребенок несколько раз повторил первую строчку по памяти. Важно добиться того, чтобы он не запинался при ее произнесении. Пока он не сможет рассказать ее идеально, к следующей строке переходить не нужно.

Затем, переходим к заучиванию второй строчки. Ее ребенок тоже должен выучить идеально. Так, чтобы рассказывать ее без запинки. Когда малыш справится и с этой строчкой, переходим к следующему этапу.

Теперь задача ребенка – объединить две строки. И рассказать их друг за другом без запинки.

После того, как ребенок справится и с этим, пусть переходит к третьей строчке. И учит ее также, как и предыдущие. Когда малыш сможет рассказывать без запинки третью строку, то ее нужно будет присоединить к двум предыдущим. И повторить уже все три без запинки.

Далее, придерживайтесь этого же алгоритма действий. Последующие выученные строчки присоединяйте к предыдущим. И просите ребенка повторять их. Так должно быть до тех пор, пока ребенок полностью не выучит стих, и не расскажет его с первой попытки.

 

Альтернативный способ заучивания: постоянное повторение

Бывают случаи, когда ребенок даже так не хочет учить стихи. Тогда нужно действовать более серьезно. И пользоваться уловками маркетологов при создании рекламы – как можно большее количество раз повторять одно и то же. Навязывая информацию мозгу ребенка.

Ваша задача – взять книгу со стихотворением, зайти в комнату к ребенку, и начать читать произведение. Это нужно делать так, как будто бы вы декламируете его для себя.

В первый раз вам нужно прочитать стих полностью. Но не больше 3-х раз.

После этого, выберите две первые строки, и начинайте проговаривать их много раз. После того, как прочитаете их раз десять, переходите к следующим двум строчкам.

Если у вас в данный момент плохое настроение, и вы не хотите этим заниматься, то лучше отложите занятия с ребенком на попозже. Чтобы вам удалось добиться эффекта нужно хорошее настроение у всех участгиков процесса. 

Для лучшего запоминания стиха ребенком, вы должны четко и красиво проговаривать его. Передавать интонации, и всячески играть голосом. При плохом настроении это у вас не получится.

 

Учим стих с детсадовцем с помощью игрушек

 

Если ваш ребенок еще ходит в садик, то можете устроить перед ним мини-представление. Возьмите его любимые игрушки, и рассадите по кругу. Одного из персонажей разместите в центр. И сделайте вид, что он рассказывает стишки для остальных.

От лица центральной игрушки вы должны прочитать весь стих полностью. После этого, игрушка-рассказчик может "обратиться" (вашим голосом) к своим «братьям-игрушкам», и сказать «ребята, а теперь повторите стих вы!».

И начните повторять по 1-2 строчке от лица игрушек, которые были предварительно размещены по кругу. Желательно менять голос.

Если вы будете очень много раз повторять одно и тоже, это будет эффективно. Ребенок запомнит стих даже в том случае, если сам этого не будет хотеть. Использовать эту методику – эффективно, потому что ребенок сможет быстро выучить стих. При этом, особо не портя всем настроение.

 

Учите не больше двух строчек в день

 

Если сроки позволяют, растяните процесс «выучивания» стихотворения на несколько дней. Не рекомендуется учить больше двух строчек в сутки с ребенком младшего возраста. В противном случае, он не сможет запомнить большой объем информации. 

В идеале, растяните процесс изучения стиха минимум дня на четыре. А если времени категорически не хватает, то нагрузку можно увеличить до 3-4 строчек в день.

 

Вывод

Тот способ, о котором мы говорили в начале, был изобретен в Индии. Именно там сначала учили одну строчку, потом вторую, и суммировали все это вместе. Впоследствии такая система получила название «система накопления». Ее использовали для того, чтобы передавать по наследству содержание священных книг. А также работ философов.

Повторение считается эффективным, потому что с каждым разом наш мозг лучше и быстрее впитывает полученную информацию. Он автоматически связывает несколько строк в единый блок. И делает так, что забыть их становится невозможно.

Индусы с осторожностью относились к этой методике. Они рекомендовали постепенно тренировать мозг заучиванию новой информации. И советовали наращивать объемы выучивания строк только в том случае, если мозг научился справляться с предыдущими нагрузками.

То есть, учить по 10 строк в день, если ранее ребенок этого не делал, не нужно. Так вы можете перегрузить его мозг, и добиться отрицательного эффекта. 

Лучше учить информацию на протяжении нескольких дней, и в малых объемах, чем перегрузить мозг ребенка, и сделать так, что ребенок все забудет. 

 

С помощью наших рекомендаций вы сможете выучить с ребенком стих за короткий промежуток времени. И справиться с его капризами, нежеланием запоминать новую информацию.

Советуем попробовать одну из этих методик, и ни в коем случае не повышать голос на ребенка. В противном случае, положительного эффекта вам добиться не удастся.