Младенцы способные лихо лепетать, могут вырасти в заядлых читателей.
Команда исследователей под руководством Келли Фаркхарсон (Университета штата Флорида) утверждает, что раннее воспроизведение звуковых комплексов младенцем может быть хорошим показателем дальнейшего развития речи у ребенка и его грамотности. Авторы в результате многогодичного исследования задались целью доказать, может ли оценка языковых способностей ребенка дана раньше путем измерения сложности звуковых комплексов в младенчестве и предсказать возможные нарушения чтения.
В данном исследовании участвовало 9 младенцев из англоязычных американских семей в возрасте от 9 до 30 месяцев. Они записали лепет каждого ребенка во время непосредственного контакта одного из родителей. Акцент сделали на соотношение воспроизводимых грудничком гласных и согласных звуков. Через 6 лет исследовательская группа пригласила этих 9 ребят, чтобы изучить их способность идентифицировать буквы при чтении, что может быть предиктором нарушения чтения (прогностический параметр).
Было обнаружено, что дети с более сложным лепетом в младенчестве лучше справляются с определением конкретных букв в более позднем тесте на чтение. Эти результаты могут указывать на связь между ранним производством речи и навыками грамотности.
Авторы предполагают, что в будущем сложность детского лепета может быть полезна в качестве более раннего предиктора нарушений чтения у детей и заменит буквенные идентификационные тесты. Это позволит родителям и специалистам раньше выявлять расстройства речи у детей и соответственно, раньше начинать лечение.
Фаркхарсон добавляет: "Этот документ предоставляет захватывающие данные для поддержки ранней и надежной связи между речевым производством и более поздними навыками грамотности. В этой работе есть клиническая польза - мы приближаемся к установлению поведенческих мер, которые могут помочь нам быстрее выявить нарушения чтения."
Речь – взаимодействие дыхательной системы, голосового аппарата и нервной системы. Развивается она так же, как сенсорные навыки. В осуществлении фонаторной (голосовой) функции человека принимает участие 40 отдельных мышц — дыхательных, ларингеальных и артикуляторных. Регулируется двумя центрами центральной нервной системы, расположенных в левом полушарии головного мозга - моторная (или центр Брока) и сенсорная (или центр Вернике). В 2001 г. ученые смогли идентифицировать "речевой" ген - FOXP2, который отвечает за изменение речевого аппарата.
Речь имеет свои периоды и фазы развития и начинает формироваться с первых дней жизни человека.
I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).
II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).
III период. Дошкольный (3 – 7 лет).
IV период. Школьный (от 7 до 17 лет).
I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).
Первая фаза - фаза крика, который является первой голосовой рефлекторной реакцией. С 3 недель жизни у младенца появляются первые голосовые реакции с преобладанием гласных звуков (крик, плач, кряхтение).
В этот период мама должна создать нужные условия для формирования слуха и зрения: чаще нужно произносить звуки, доступные для повторения малышом, звук погремушек, неподвижные, яркие и красочные предметы рядом с ребенком, развитие тактильных ощущений (вкладывать в ладошку малыша небольшие игрушки с неровными поверхностями).
Вторая фаза с 3-5 месяцев - гуление (непроизвольное воспроизведение гласных и гортанных согласных звуков х, г, к). Важно в этот период разговаривать с ребенком, часто произносить простые слова, слоги. Эффективным для развития речи есть массаж пальчиков рук ребенка, ведь не просто говорят "ум ребенка находится на кончиках его пальцев".
С 5 ти месяцев начинается третья фаза - фаза лепета. Это начало собственной речи малыша. В этот период усложняйте слова; важно, чтобы малыш видел как вы произносите слова и видел движение ваших губ.
С 11 мес до 1 года начинается 4й период, период первых слов. Н забываем правильно и четко называть предметы, комментируем каждое действие. Тренируем губные и щечные мышцы (дудочки, свистульки, губные гармошки, гримасничанье).
К 1 году ребенок произносит 10-15 слов, понимает 30-40 слов.
Нужно помнить, что каждый ребенок индивидуален. Но формирование речи у малыша находится под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых.
На портале Vikids вы можете:
https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0204006