Регистрация

Мозговой штурм: Что это? Зачем нужен? Как использовать в семье?

Мозговой штурм – метод, из-за которого находится выход из любой проблемы и решаются важные вопросы. Его можно применять во всех сферах жизни, даже при решениях внутри семьи.

Вы узнаете, что такое мозговой штурм, как его проделывать и каких правил придерживаться во время метода.

О мозговом штурме

Мозговой штурм - это метод, который был создан в середине прошлого столетия. В 1941 году. Его придумал Алекс Осборн. Человек, который работал в крупном агентстве, занимающимся рекламой.

Задача метода –

коллективно найти выход из ситуации, решить сложный вопрос. Достигается эффект так – руководитель стимулирует участников на генерацию креатива и они начинают набрасывать интересные идеи, одна из которых может оказаться прорывной. И станет решением поставленного вопроса. Все ненужные предложения в процессе отсекаются.

Задача каждого участника – дать остальным предложить свои решения, из них потом будет выбираться подходящая.

Интересно, что проводить мозговой штурм наобум - нельзя. Есть ряд правил организации игры. Например, мозговой штурм проходит в 3 этапа. Без них добиться создания хорошей мысли не выйдет.

Шаги, которые нужно пройти в мозговом штурме:

Когда будете решать проблему внутри семьи, держитесь ряда рекомендаций и шагов.

Определение проблемы

На первом этапе формулируется проблема, которая у вас есть. Поставьте ее перед участниками, чтобы все члены семьи понимали, какая ситуация на повестке дня и каких решений вы от них ожидаете.

После постановки проблемы, необходимо переходить к следующему – определиться, в каком составе вы будете вырабатывать решение. Допустим, только с супругом или и с супругом, и со своими детьми (одним или всеми), с другими родственниками.

После этого состав участников мозгового штурма будет сформирован и можно переходить раздаче ролей. Назначьте ведущего и его помощников.

Например, вести игру можете вы, а муж или ребенок будет записывать идеи на доску/в блокнот.

Создание идей

Этот этап самый важный, ведь он влияет на то, сможете вы сформулировать хорошее решение или нет. Здесь придерживайтесь ряда правил:

  1. Разрешите участникам называть любые мысли, в любом количестве – никаких ограничений.
  2. Давайте членам семьи высказывать самые нетривиальные, сказочные варианты. Не критикуйте их за это.
  3. Сочетайте несколько идей от разных участников. Дополняйте одну другой, улучшайте их.
  4. Не давайте негативную оценку мыслям участников игры – это может ухудшить настрой предложившего решение или он вообще не будет участвовать в штурме.

Отбор предложений, их систематизация и оценивание

Этот этап завершающий. Он важен, ведь от него зависит, получится ли сформировать из нескольких мыслей одну глобальную и эффективную или попытки решить вопрос провалятся.

Задача этого этапа - выявить самую хорошую идею и внедрить ее, чтобы польза от мозгового штурма была максимальной.

Важно учитывать каждое предложение участников. Во время этой стадии брейн шторма, варианты участников можно критиковать, а также дополнять.

Все члены семьи заинтересованы в решении вопроса. Это важно, чтобы они пришли к общему знаменателю и смогли понять, какую идею внедрить для эффективного решения.

В мозговом штурме участвуют две разные группы.

Их необходимо создать перед генерацией мыслей. Распределение обязанностей в группах проходит так:

  1. Первая группа – генераторы креатива. Они предлагают мысли для решения конкретного вопроса. Как обычные, так и нестандартные.
  2. Вторая группа оценивает варианты, принимает решение о том, какие из них – самые жизнеспособные. И после занимаются их обработкой, для воплощения в жизнь.

Особенности игры

Мозговым штурмом занимается компания людей. В семье – супруги, их дети, и, иногда, бабушки с дедушками. Один из родителей – ведущий. Он ставит перед остальными участниками семейного собрания проблему и просит их набрасывать варианты по очереди. Придумывают решения все участники: и дети, и бабушки, и дедушки. Без дискриминации по возрасту.

Дети и пенсионеры могут придумать интересные решения. Первые – в силу своей наивности и детскости. А вторые – наоборот, из-за большого жизненного опыта.

Что нужно делать с идеями, которые были придуманы участниками?

Все услышанные идеи необходимо записывать либо на доску, либо в блокнот. Даже если ведущему кажется, что мысль бесполезная, ее нужно записать – возможно, что через время вы придумаете, как использовать предложенное.

Когда все будут записаны, из них нужно будет выбрать пару основных. Они пройдут в следующий этап. И уже из этих вариантов будут выбирать один главный.

Главные правила

В игре важно придерживаться ряда правил. Они помогут решить вопрос быстрее и лучше, получить более эффективное взаимодействие с участниками.

К мозговому штурму необходимо подготовиться

Без подготовки устраивать штурм не так эффективно, он не принесет своих плодов. Постарайтесь объявить семье о нем заранее, за несколько дней до того, как он будет организован. И скажите членам семьи, чтобы они изучили вопрос, подготовились (например, поискали информацию в интернете).

За этот период у участников сформируется в голове прорывная идея. И они смогут предложить, как поступить.

В штурме должно участвовать много людей

Проводить его вдвоем или вчетвером не так интересно – чем меньше людей, тем меньше идей. Приглашайте к мозговому штурму детей, дедушек/бабушек/сестер/братьев. Вы соберете вокруг себя много людей. Так что, они смогут сгенерировать большее количество мыслей и найти решение.

Подробно объясните членам семьи, какую проблему необходимо разрешить, перед тем, как начать игру, повторно переговорите с ними. Еще раз расскажите об имеющемся вопросе в повестке дня, дайте дополнительные комментарии, чтобы все участники поняли, чего вы от них добиваетесь.

Каждый игрок мозгового штурма записывает варианты вместе с ведущим

Это делается, чтобы ничего не упустить. Если записывать предложения будет только ведущий, он может пропустить важное предложение.

Не оскорбляйте участников и не относитесь к ним презрительно

Даже если вам кажется, что ребенок или бабушка/дедушка предложили бессмысленный вариант, не критикуйте их. Не относитесь к ним презрительно и тем более не просите замолчать. Это ничем хорошим не закончится: человек откажется от участия в штурме, замкнется в себе и не будет больше предлагать варианты.

Даже если предложение вам не нравится, то все равно запишите его. Использовать его вас ведь все равно не заставляют. А человеку будет приятно то, что его идею записали.

Может именно он предложит более эффективное решение.