Регистрация

Нужно ли помогать ребенку делать домашнее задание?

Все родители рано или поздно сталкиваются с тем, что у их ребенка не получается самостоятельно выполнить домашнее задание. Они решают помочь ему. И делают домашнее задание вместе с ним. А иногда даже и за него.

Однако, возникает вопрос, нужно ли родителям вмешиваться в учебный процесс ребенка? И стоит ли им помогать ему выполнять домашнее задание?

Какая проблема возникает, когда родители делают д/з вместе с ребенком?


Родителям не всегда удобно делать домашнее задание совместно с ребенком. Этот процесс - довольно трудоемкий. На него уходит огромное количество времени как родителей, так и детей. Минимум 2-3 часа. А максимум - целый вечер.

Из-за этого совместное выполнение домашнего задания превращается в ужас как для родителя, так и для ребенка. Из-за того, что выполнение домашнего задания занимает несколько часов, взрослые начинают могут становиться нетерпеливыми. Даже малейшие заминки млдашего школьника вызывают у них негативные эмоции. Наибольшее раздражение провоцируют проблемы с определёнными заданиями, которые ребенок не может решить на протяжении длительного промежутка времени.

Из-за того, что школьник топорится на упражнениях, родители может быть тяжело сдерживать себя. Уже после совершения нескольких ошибок в задаче, некоторые взрослые начинают кричать на ребенка. И говорить фразы в духе: "Никогда больше не буду выполнять с тобой домашнее задание. Занимайся этим сам!".

Подобное совместное выполнение домашнего задания не приводит ни к чему хорошему. Ребенок сидит за ним намного дольше, чем если бы делал его сам. У него портится настроение. И появляются комплексы.

Можно ли исправить ситуацию?

Исправить эту ситуацию можно. Мы рекомендуем отказаться от совместного выполнения домашнего задания. И вмешиваться в учебный процесс только в том случае, если ребенок застопорится на определенном упражнении. И не сможет справиться с ним без вашей помощи.

Давайте ребенку возможность выполнять домашнее задание самостоятельно


Абсолютно неважно то, насколько правильно ребенок выполняет домашние задания. Если он делает их без единой ошибки, то это отлично. Если же он допускает разнообразные помарки и неправильно решает упражнения, то дайте ему возможность и ошибаться. Пусть лучше ребенок делает что-то некорректно самостоятельно, чем у него будет идеальная работа, но сделанная вами.

К тому же, школьные учителя укажут на ошибки. И в будущем ребенок сможет выполнять его правильно. Без сторонней помощи.

Как добиться того, чтобы ребенок самостоятельно выполнял домашнее задание?

Установите границы ответственности


Нельзя круглосуточно контролировать ребенка на предмет того, выполнил ли он домашнее задание. Если вы будете постоянно отслеживать этот аспект, то ребенок будет делать домашнее задание только тогда, когда вы ему об этом скажите. А стоит вам всего лишь раз забыть напомнить о домашнем задании, и школьник не выполнит его. Поскольку тоже забудет о том, что его нужно сделать.

Рекомендуем приучить ребенка к тому, чтобы он сам контролировал выполнение своего домашнего задания. И вспоминал о том, что его необходимо делать, без вашей помощи.

Верьте в силы ребенка

Никогда не показывайте ребенку то, что вы не уверены в его интеллектуальных способностях. И в том, что он сможет выполнить определенное упражнение правильно.

Если он подходит к вам со словами "Мам, помоги, пожалуйста, сделать математику. Мне кажется, что я не смогу решить 15 задачу", то вам нужно демонстрировать свою уверенность в его силах. В ответ вы можете сказать: "Сынок, ты у меня очень умный. Ты справишься с задачей. Если у тебя совсем не будет получаться ее выполнить, то я тебе помогу. Ну а пока попробуй решить ее самостоятельно".

Ни в коем случае не решайте задачу вместе с ребенком до того, как окажется, что он не может выполнить задание самостоятельно. И уж тем более не допускайте того, что вы выполните конкретное упражнение за него. Если вы сделаете это, то вся ответственность перейдет на вас. Ребенок перестанет делать самостоятельно любое д/з. Потому, что будет понимать - любое задание за него может выполнить мама. Соответственно, он будет просить у вас помощи при выполнении каждого последующего домашнего задания.

В старших классах с этим у вас могут возникнуть проблемы. Ребенок вырастет, но все равно будет просить у родителей помощи в выполнении домашнего задания или придется прибегать к помощи репититора.

Как часто можно спрашивать ребенка о том, выполнил ли он домашнее задание?

В процессе обучения ребенка понятиям границ ответственности вам нужно сделать так, чтобы он понял: за учебу в школе отвечает лично он. Оценки, которые получит чадо - лично его заслуга. И в его же интересах сделать домашнее задание так, чтобы баллы были максимально высокими.

Именно поэтому вы должны спрашивать ребенка о том, выполнил ли он домашнее задание, как можно реже. Не больше одного раза в день.

Если вы будете терроризировать ребенка вопросом "Ты выполнил домашнее задание?", то он бессознательно переложит ответственность за его выполнение на вас. И будет делать его только тогда, когда вы его об этом спросите.

В идеале, вы должны добиться того, чтобы вы вообще не задавали вопрос про домашнее задание. Но, при этом, чтобы в конце дня ребенок самостоятельно отчитывался вам: "Мам, я выполнил все домашнее задание на завтра".

Не слушайте учителей, которые говорят вам, что домашнее задание в обязательном порядке нужно выполнять с ребенком

Подход к выполнению домашнего задания с ребенком у каждого учителя разный. Это зависит от возраста педагога. А также от той базы знаний, которую он получил в конкретном учебном заведении.

Не рекомендуем прислушиваться в вопросе совместного выполнения домашнего задания к педагогам. Поступайте так, как считаете лично вы.

По возможности, можете прислушаться к своим родителям. Узнайте у них, как они воспитывали вас в школьные годы. Если они помогали вам с выполнением домашнего задания, то делайте так же и со своим ребенком.

Посторонних лиц в этом вопросе слушаться не нужно.

Почему помогать ребенку делать домашнее задание - вредно?

Когда вы решаете за ребенка домашнее задание, в его голове не откладываются знания


Самое распространенное мнение у родителей - это то, что "если помочь ребенку решить определенную задачу, то он поймет, как это делается. И в будущем сможет решать ее самостоятельно". Однако, при совместном выполнении домашнего задания это правило не работает.

В большинстве случаев, когда вы решаете задачу за ребенка, он не понимает ее сути. Не улавливает алгоритмы решения. И не получает абсолютно никакие знания в процессе обучения.

Благодаря вам он получает ответ на определенную задачу. И не стремится понять, как ее решать.

При регулярном совершении подобной ошибки, ребенок и вовсе перестанет учится. Он не будет мыслить во время выполнения домашнего задания. Потому, что будет знать - за него все решит мама.

Помощь в выполнении д/з не поможет улучшить оценки ребенка

Ученые из ВУЗа города Остин (США) провели исследование эффективности совместного выполнения домашнего задания. Они выясняли, насколько сильно влияет помощь родителей при подготовке домашнего задания на оценки школьников.

Согласно результатам исследования, дети, которым помогали делать домашнее задание, ничем не отличаются в интеллектуальном плане от делающих его самостоятельно. Первой категории школьников с домашним заданием регулярно помогали родители. Однако, они не смогли освоить новых знаний быстрее, чем остальные дети.

Помогать ребенку с выполнением домашнего задания - не очень эффективно в плане интеллектуального развития. Если у школьника наблюдаются проблемы с определенным предметом, то лучше найдите ему репетитора. Он без лишних криков и эмоций объяснит ребенку определенную тему. И поможет справиться с тяжелым материалом.

Ребенок будет бояться выполнить домашнее задание неправильно


Многим родителям очень тяжело сдерживать себя во время выполнения домашнего задания с ребенком. Периодически в их лексиконе проскакивают колкости. А также оскорбления.

Они говорят детям:

  1. "Ты глупый".
  2. "У тебя ничего не получится".
  3. "Ты плохо справляешься с уроками".
  4. "Ты самый глупый в классе".
  5. "Если не сможешь сделать этого, то получишь двойку. Я не смогу пережить того, что мой сын двоечник".
  6. "А вот Ваня Сидоров эти задачи наверняка за десять минут решает. Не то, что ты".

Подобные фразы, услышанные из уст матери, вызывают негативные эмоции у детей. Они развивают у школьников низкую самооценку. И нередко приводят к появлению так называемого комплекса отличника. Это явление, когда человек хочет во всем быть лучшим. И делает все для того, чтобы добиться этой цели. Не понимая, что быть лучшим абсолютно во всем - невозможно.

Мы бы могли написать, что "старайтесь контролировать себя во время выполнения домашнего задания". Но сами понимаем, что сдерживать свои эмоции выходит далеко не всегда.

Поэтому, чтобы не травмировать самооценку ребенка, рекомендуем отказаться от выполнения домашнего задания с ним. А если и вмешиваться в этот процесс, то только в случае необходимости.

Заключение

Решать, делать домашнее задание совместно с ребенком или нет, предстоит каждому родителю самостоятельно. Мы лишь описали то, к чему это может привести. Проанализируйте все плюсы и минусы совместно выполнения домашнего задания.

Если Ваш ребенок все-таки испытывает трудности в выполнении домашнего задания, советуем Вам обратиться к Интернет ресурсам, которые помогают детям - Учителя онлайн)))

Foxford

Читайте также:

Внеурочные занятия: Как организовать рабочий день школьника?

Финансовая грамотность: как воспитать в ребенке бизнесмена с помощью игры в "Магазин"?