Особенные дети в саду
- Давайте поблагодарим маму Васи! С завтрашнего дня в нашей группе больше не будет Веры. Только благодаря связям и энтузиазму Васиной мамы, Веру попросили уйти из нашего сада.
- Спасибо. Спасибо. Вы такая молодец! Как вам это удалось? Ну, наконец-то, дети смогут спокойно ходить в сад. А то моя уж каждое утро плакала: - Не хочу, там Вера эта…
- А куда Вера будет ходить? – тихо так, среди общих восторгов, спрашиваю я.
- Неизвестно, да нам и не надо. Следующий вопрос на нашем собрании: «Сбор денег на нужды группы».
Вера пришла к нам в группу в сентябре. Плохо ходит, но хорошо прыгает по столам, шумная и очень громкая – дети закрывают уши руками, когда она начинает кричать (по поводу известному ей одной). Бурно выражает и радость, бросая кусочки хлеба с маслом в детей, и недовольство, закидывая детей пластмассовыми и деревянными кубиками, плохо владеет ложкой, почти не говорит.
Я не знаю ее диагноз, но мой ребенок, с чьей-то чужой интонацией, говорит про нее: «Да она больная!!». Поправляю осторожно:
- Роман, так бывает, это особенные дети, это на всю жизнь, мы можем ей помочь, просто поговорив с ней, да она может испугать и сделать больно, надо просто отойти…
Я говорю все это, и не знаю, как будет лучше для Веры и для моего ребенка.
С одной стороны, присутствие Веры, покажет моему ребенку, что в жизни бывает разное, что Вера и другие такие же дети – есть, их много и они тоже хотят общаться, дружить, прожить счастливое детство, а их родители хотят получить хотя бы лучик надежды, что их ребенок сможет жить «обычной» жизнью, налаживать контакты и заводить друзей. Вера научит ребенка сочувствию, состраданию и милосердию.
А с другой стороны, за месяц Вериного присутствия в группе, воспитатели были измучены морально и физически, потому что не были готовы. Потому что их никто этому не учил. Да, они знают, как научить детей лепить, считать и водить хороводы на «Празднике осени», но как успокоить кричащего и лежащего на полу ребенка, который не может объяснить что с ним, они не знают. И я не могу обвинять их и делать из них бессердечных монстров, как и из родителей, ликовавших от новости об уходе Веры.
По закону, дошкольное учреждение обязано было принять Веру, потому что в соответствии с этим же законом, должно помочь ей в:
«…1) осуществлении прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
2) развитии личности, индивидуальных способностей и возможностей;
3) интеграции в общество…». (статья 19 ФЗ № 181)
И еще из одного официального документа: «…дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе пользоваться необходимыми техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь.»
Вправе. Но в реальности, этот ассистент – неподготовленная, измотанная жизнью нянечка (младший помощник воспитателя), от которой сочувствия не дождешься. « - Вон из профессии!» – скажете вы? Но мы же с вами прекрасно знаем, как в детских садах тяжело с кадрами, зарплатами и нагрузками. Кто виноват? Заведующая? Департамент образования? Министерство образования? Правительство? Кто там дальше?
Знаю одно – дети наши не виноваты. Вера не виновата, что в жизни ее сложилось все так, а не иначе. Ребенок мой не виноват, который хочет, чтобы в него в саду не кидались кубиками, а в 16.15 он мог спокойно на стульчике послушать свою вечернюю сказку.
Я, конечно, благодарна Васиной маме, но все же:
- А куда Вера будет ходить?...