Регистрация

Развитие пространственного мышления у ребенка.

Задавали ли вы себе когда-нибудь такие вопросы:

  • У моего ребенка хорошая память, но ему почему то сложно запомнить последовательность дней недели или времена года.
    - Почему у   моего  ребенка возникают трудности при определении времени по часам?
  • Что делать, чтобы ребенок перестал путать право и лево, чтобы запомнил, где у него правая, где левая рука? 
  • Ребенок  уже пошел в школу и пишет зеркально буквы и цифры зеркально? Почему? 
  • У моего ребенка трудности с оформлением работ по математике. Ему за это снижают оценки. Что делать? 

Одной из причин подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений. 

Что такое пространственные представления?

Пространственные представления – это представления о пространственных и временных  свойствах, отношений, величинах и формах, относительном расположении объектов.
Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги.

Зачем ребенку навыки пространственных представлений?

Для  успешного обучения в школе, ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве и владеть пространственными понятиями, которые необходимы им для обучения счету, письму, рисованию, чтению  и др. 

Поступая в школу, ребенок сразу же получает инструкцию-требование  к оформлению тетрадей, когда необходимо умение ориентироваться на листе бумаги. В условиях реализации требований стандарта начального общего образования, к одним из основных учебных действий относится умение правильно оформлять письменные работы. 

Навыки пространственного мышления пригодятся для оформления тетрадей. Согласно правилам ведения рабочих тетрадей, необходимо записывать название каждого вида работы. Между классной и домашней работой нужно делать отступление — 2 линии или 4 клетки вниз. В ходе работы строки не пропускаются.   

Дата урока, названия работ, номера упражнений и заданий пишутся по центру строки. Дата записывается цифрами (с 3 класса допускается запись прописью). «Шапка» записывается на той же странице, где располагается первая строка  работы.

Правила оформления тетрадей по математике:

Согласно требованиям к оформлению в тетради работ по математике в начальной школе необходимо делать отступ между разными видами заданий в 2 клетки, на третьей начинать писать. Между столбиками делается отступ вправо на 3 клетки. Слева по горизонтали должен быть обязательный отступ на 1 клетку.

  1. Между классной и домашней работой следует отступать 4 клетки (на 5 клетке начинаем писать следующую работу).
  2. Между видами заданий в классной и домашней работах следует отступать 1 клетку.
  3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств отступаем 4 клетки вправо, пишем на 5-ой.
  4. Номера заданий следует записывать в центре строки.
  5. Число пишут традиционно в центре строки. В 4 классе допускается запись числа на полях (например, 17.03.14), тогда оно записывается на той же строке, где и «Домашняя (классная) работа», т.е. на пятой клетке по вертикали.
  6. При решении задач допускается краткая запись задачи (в любом варианте), если она помогает учащемуся.
  7. При решении задачи по действиям допускается запись пояснений к каждому действию и краткий ответ. При решении задачи выражением ответ следует писать полный.
  8. Ответ задачи следует записывать от начала строки через 1 клетку после решения.

Если в дошкольный период ребенок не писал графических диктантов, не выполнял различные упражнения, отсчитывая определённое количество клеточек, ему будет сложно ориентироваться на листе бумаги.  Еще  в дошкольный период ребенок усваивает простейшие представления: слева,  справа, вверху, внизу, под, между, в центре и т.д. 

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ РАЗВИВАТЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У РЕБЕНКА? 

Знаете ли вы, что школьные трудности  в нарушении письма и чтения, как дислексия и дисграфия непосредственно связаны с пространственными представлениями. 

Чтение – сложный психофизический процесс. Разного рода затруднения, когда дети не могут овладеть письмом и чтением не только в дошкольном возрасте, но и в начальной школе. Часто детям трудно запомнить, как выглядит буква. Почему? Причина – недостаточная сформированность пространственных представлений, навыков зрительного анализа и синтеза.

Для того, чтобы ребенок мог легко ориентироваться на листе бумаги, рекомендую уже с 4 лет делать упражнения в клеточках.

 

Одной из методик, которая  помогает подготовить дошкольников к успешному обучению, является методика графических игр. Графические упражнения и диктанты  являются профилактикой учебных трудностей в школе: неусидчивости, рассеянности и даже орфографической зоркости. 

Рекомендую  серию  практических книг «Поддержка детской инициативы и самостоятельности» для дошкольников и младших школьников Н.А. Модель.  

Прочитать.
Наталья Модель: Шагаем по клеточкам. Развитие пространственных представлений у детей 4-6 лет 

Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества в трех частях 

УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ – ЗАЛОГ БУДУЩЕГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО УСПЕХА

Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста и помогает освоить такие необходимые навыки, как:  

  1. Ориентации в схеме собственного тела: определение право-лево, соотнесение частей тела с правой и левой стороной;
  2. Ориентировки в пространстве относительно предметов: использование предлогов: над, под, из-за, за, перед, за, на и т.д.;
  3. Развития ориентировки в двухмерном пространстве, которая начинается со знакомства с чистым листом бумаги и освоения его сторон и углов.

Когда развивать пространственное мышление?

Вообще-то с рождения… Между 3-4 годами у ребенка складывается представление о таких направлениях, как право и лево. Завершается  процесс формирования различения направлений сторон собственного тела примерно к 6 годам.  Психологи говорят, что несформированность этих представлений часто становятся причиной расстройств письменной речи. 

В 4-5 лет дети уже вычленяют изменение пути: повороты, различают у себя правую и левую руки. Появляются предлоги – напротив, над, между. В 5-7 лет  появляются слова –  рядом, напротив.

Кроме упражнений в тетради рекомендуется проводить подвижные игры.  Ориентировка в пространстве через движение! 

 «Обездвиженность  –  болезнь цивилизации», – фильм, который рекомендуется посмотреть всем родителям и педагогам, всем, кто хочет видеть своих детей успешными и здоровыми. 

Часто я слышу от родителей дошколят: мой ребенок умеет считать до 100, сам читает и записывает цифры. Молодец ребенок. Но это не главное в подготовке к школе.  В. А.  Сухомлинский писал: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».

ПРИМЕРЫ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 

Логическая игра с «доминошками». Каждый играющий получает несколько «доминошек» и карточку. Необходимо построить из костяшек домино конструкцию согласно карточке и ответить на вопрос, сколько сколько костяшек нужно переложить, чтобы получить другую конструкцию, изображенную на карточке.  


    «Узнай, кого боится мышка Пройди путь по стрелкам, в пустые клетки впиши буквы и прочитай   слово.