Словесные игры для компании любого возраста
Сидите вы с ребёнком в очереди, едете в электричке, бредёте по дороге от метро до дома – во всех этих случаях помогут словесные игры. Для них не нужен реквизит, не нужно большого пространства, огромной компании.
Чем полезны словесные игры можно прочесть
В этой подборке 13 словесных игр. Количество играющих – от 2 человек и больше. Возраст – от 5 лет и старше. Игры расположены по возрастанию сложности.
И помните про важные правила:
-
Игра должна быть в радость. Если видите, что ребёнок нервничает, раздражён или играет нехотя – спросите, стоит ли продолжать игру. Может, пора эту игру заменить на другую? Или он хочет поговорить о чём-то важном? Или просто помолчать?
-
Предлагайте игры по возрасту. Игру в «Абырвалг», например, дошкольники могут не понять. Пусть иногда правила игры будут вам казаться слишком лёгкими, зато процесс игры будет активнее, азартнее.
-
Если у ребёнка не получается полноценно играть (например, придумать слово на нужную букву), но он очень хочет – подсказывайте ему. Хотя бы немного.
-
Никакой критики. Даже если у вас в мыслях вертится «ну как, он же должен это знать» или «почему он так тормозит?» – говорить об этом вовсе не нужно. От таких слов ребёнок точно не прозреет, а, скорее всего, почувствует себя неуютно.
-
Помните, игра – не обучение, а процесс. Это ваше уникальное совместно проведённое время, ваши инвестиции в душевные отношения с ребёнком.
Играйте с удовольствием!
1. «Угадай слово»
Водящий загадывает слово, остальные пытаются его отгадать, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Для малышей можно упростить задачу – загадывать лишь определённую категорию. Например, животных или предметов мебели.
2. «О чём речь?»
Задача: отгадать слово с трёх подсказок.
Пример: Водящий загадал слово «дом». Первая подсказка – «высокий». Если игрок не угадывает, тогда даётся вторая подсказка – «кирпичный». Подсказкой может быть только одно слово (не словосочетание). Игра продолжается до трёх подсказок.
3. «Угадай число»
Игроки заранее договориваются, что загадывают число до 10 или до 20 (в зависимости от возможностей ребёнка).
Водящий загадывает число, остальные задают вопросы, на которые водящий может ответить лишь словами «больше» или «меньше». Задача — угадать правильное значение за меньшее количество «ходов».
Пример: Водящий загадал «5». Игрок: «8». Водящий: «Меньше». Игрок: «6». Водящий: «Меньше». Игрок: «4». Водящий: «Больше». Игрок: «5». Водящий: «Правильно!»
4. «Тройная чепуха»
Один из игроков называет любую букву. Другой должен сказать фразу, где все три слова начинаются с этой буквы.
Настольная игра с таким же названием появлялась в
5. «Запрещённая буква»
Водящий задаёт игрокам вопросы, на которые надо давать быстрые ответы, но избегая определённую букву (игроки заранее оговаривают, какая это будет буква).
6. «Рифмы»
Водящий называет слово, игрок придумывает к нему рифму.
Пример: палка – скалка, дом – гном и т.д.
7. «Аббревиатура»
Один игрок называет слово, другой придумывает предложение, которое состоит из слов, каждое из которых начинается с буквы предложенного слова. Звучит сложно, но на примере сразу станет понятно.
Пример: Загадали слово «рука» – Резвая Утка Крякнула Аптекарю, Рабочий Учёный Колоссальный Анахронист.
Получаются забавные фразы. При этом через веселье игра развивает образное мышление.
8. «Три истории»
Каждый игрок по очереди рассказывает истории, произошедшие с ним. Одна из историй вымышленная, две другие – реальные. Задача остальных – угадать, где правда, а где вымысел.
Желательно, вымышленную историю рассказывать так, чтобы легче было догадаться, какая из историй сочинённая.
9. «Абырвалг»
Водящий называет предмет, игрокам надо поскорее найти вокруг себя эту вещь. Сложность заключается в том, что все слова ведущий говорит «задом наперёд»: акрог, мод, робаз, котевц (горка, дом, забор, цветок).
Игра может быть и подвижной: водящий называет слово, игрокам надо успеть добежать до загаданного предмета.
10. «Синонимы»
Первый игрок произносит вслух любое слово. Лучше всего, если это будет глагол.
Остальные игроки по очереди произносят его синонимы. Пауз быть не должно, остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.
Пример: работать – вкалывать – горбатиться – трудиться и т.д.
Можно использовать не только слово-синоним, но и выражения, которые отражают его смысл: плакать – лить слёзы, вылечить – поставить на ноги, загрустить – повесить нос.
11. «Ассоциации»
Игроки загадывают какого-либо общего знакомого, но так, чтобы водящий не слышал. Затем водящий начинает задавать вопросы, с чем ассоциируется у игроков этот человек – с каким цветком, какой погодой, транспортным средством и т.д.
Если компания большая, то лучше загадывать кого-то из присутствующих.
12. «Игра в П»
Водящий загадывает слово. Он должен объяснить его игрокам, используя лишь слова, начинающиеся на букву «п» (кроме однокоренных).
Пример: Загадали слово «дом» – водящий говорит: «Построил, проживаю» и т.д.
Если игроки близки к разгадке, водящий подбадривает их: «Почти правильно!» Если совсем не там ищут отгадку, то: «Путаетесь» или «Плохо».
13. «Я возьму с собой...»
Водящий сообщает игрокам, что он отправляется в путешествие и берёт с собой лишь некоторые вещи. При этом он заранее придумывает правило, согласно которому берёт с собой только определённые предметы. Например, зелёные, круглые или холодные.
Затем водящий говорит: «Я отправляюсь в путешествие и беру с собой... лягушку». Этот предмет должен соответствовать задуманному правилу. Игроки спрашивают, можно ли взять с собой хлеб? Хлеб не зелёный – значит, нельзя. Можно ли взять с собой огурец? Водящий отвечает, что можно (так как огурец зелёный). Побеждает тот, кто сумеет разгадать правило.
Правила могут быть как простыми (например, то, что умещается в портфель, все круглое, мягкие вещи), так и сложными. К примеру, ваше имя и все предметы начинаются на одну букву. Или все слова иностранного происхождения.