Регистрация

Удивительное происхождение печенья с предсказанием судьбы

Откуда взялось печенье с предсказаниями и как оно стало таким вездесущим?

Во многих ресторанах принято, чтобы посетители получали небольшое угощение с чеком: мятные леденцы, леденцы, иногда даже шоколад. Но во многих китайских ресторанах по всей территории Соединенных Штатов посетители получают что-то немного другое: печенье в форме Пакмана с ванильным вкусом, содержащее лист бумаги размером с палец, напечатанный с содержательным предсказанием или афоризмом.

Хотя многие американцы связывают эти печенья с китайскими ресторанами и, как следствие, с китайской культурой, на самом деле их легче проследить до Японии 19 - го века и Америки 20 - го века.

От Киото до Калифорнии

Женщины, работающие в пекарне Lotus Chinese Fortune Cookie в Сан-Франциско, 1977 год.

Еще в 1870-х годах в некоторых кондитерских магазинах близ Киото в Японии продавали крекер с такой же сложенной формой и целым состоянием, спрятанным в изгибе, а не в углублении внутри. По словам Дженнифер 8. Ли, автора книги “Хроники печенья с предсказанием: приключения в мире китайской кухни”, в которой рассказывается история печенья, оно называется “цудзиура сенбэй”, или "крекер удачи".

Японский крекер, писал Ли, был больше и темнее, сделанный с кунжутом и мисо вместо ванили и масла, используемых для ароматизации печенья с предсказаниями, которое можно найти в современных китайских ресторанах в Америке. Ли процитировала японского исследователя Ясуко Накамати, который сказал, что она нашла эти печенья в семейной пекарне поколений, рядом с популярным синтоистским храмом недалеко от Киото в конце 1990-х годов. Накамати также обнаружил сборники рассказов 1878 года с иллюстрациями ученика, который работал в магазине senbei, делая tsujiura senbei, наряду с другими видами крекеров.

Ли говорит, что печенье с предсказанием, скорее всего, прибыло в Соединенные Штаты вместе с японскими иммигрантами, которые прибыли на Гавайи и Калифорнию в период между 1880-ми и началом 1900-х годов, после того как изгнание китайских рабочих из Китая оставило спрос на дешевую рабочую силу. Японские пекари открывают магазины в таких местах, как Лос-Анджелес и Сан-Франциско, делая мисо и кунжутные крекеры “печенье с предсказанием судьбы”, среди прочих лакомств.

Одна из самых часто повторяемых историй происхождения американского печенья с предсказанием судьбы приводит Японский чайный сад в парке Золотые ворота Сан-Франциско как первый известный американский ресторан, где подают это лакомство. Чайный сад получал свое печенье из местной пекарни под названием Benkyodo, которая была пионером ароматизации ванили и масла и изобрела машину где-то около 1911 года для массового производства печенья. Но, говорит Ли, несколько других источников также утверждали, что изобрели печенье примерно в то же время, в том числе три иммигрантских предприятия в Лос-Анджелесе: кондитерская Fugetsu-Do в Маленьком Токио, японский производитель закусок Umeya и гонконгская компания по производству лапши.

Как печенье с предсказанием судьбы мигрировало из японских пекарен в китайские рестораны?

Вероятно, сыграли свою роль и предпочтения американцев в еде.

Японские эмигранты в США на рубеже 20-го века не могли открыть японские рестораны, говорит Ли, потому что американцы не хотели есть сырую рыбу. “Так что во многих случаях они действительно открывали китайские рестораны, потому что они как бы переживали большой ренессанс с chop suey, chow mein, egg foo young.” И ожидание американцами десерта в конце трапезы, говорит Ли, может объяснить, почему многие из этих ресторанов стали предлагать печенье с предсказанием судьбы вместе с чеком.

 

Но печенье с предсказанием судьбы, когда-то произведенное американцами японского происхождения, в конце концов оказалось в руках китайских и американских производителей во время Второй мировой войны. После того как в 1941 году японцы разбомбили Перл-Харбор и президент Франклин Д. Рузвельт своим указом 9066 приказал переселить и интернировать американцев японского происхождения, японские американские предприятия начали закрываться, включая пекарни, которые когда-то делали печенье с предсказаниями. Это дало китайским американским предпринимателям возможность производить и продавать их.

Более 100 лет спустя печенье с предсказаниями остается массовым бизнесом. Нью-йоркская компания Wonton Food, крупнейший производитель печенья с предсказанием судьбы, производит более 4 миллионов таких печений ежедневно, при этом, по оценкам, ежегодно производится 3 миллиарда печений, пишет Ли.

Спор о печенье с предсказанием судьбы

Поскольку печенье с предсказанием судьбы стало основным продуктом питания в китайских ресторанах, оно также стало пищей для этнических стереотипов.

Несмотря на то, что печенье имеет исторические корни в Японии и выросло в уникальную американскую историю успеха в бизнесе, оно стало простым сокращением для всех китайских вещей - наряду с другими редуктивными и иногда пренебрежительными стереотипами поп-культуры. Например, в 2012 году MSG Network выпустила в эфир фанатскую вывеску тайваньско - американской баскетбольной сенсации New York Knick Джереми Лина, наложив его лицо на сломанное печенье с предсказанием. В том же году производители мороженого Ben & Jerry's кратко предложили “Попробовать Лин-санити”-тематический замороженный йогурт в комплекте с разбитым печеньем с предсказанием судьбы, прежде чем протест заставил их публично извиниться и удалить печенье из рецепта.

Использование таких вещей, как печенье с предсказаниями и коробки с едой на вынос в качестве сокращений для китайской культуры, вводит в заблуждение, говорит Ли, учитывая, что это явно американские изобретения, а глобальный охват американской культуры помогает увековечить эти стереотипы во всем мире. Но, несмотря на неверные представления о его истинном происхождении и неправильном использовании в качестве символа китайского наследия, печенье с предсказанием судьбы все еще имеет мощный резонанс во всей американской культуре.