Регистрация

Влияние программирования на развивающийся мозг ребенка.

Pодители стараются развить в своих детях те качества, которые помогут добиться успеха в жизни. Для этого существуют дошкольные курсы, кружки, спортивные секции, куда ходят дети помимо общего образования для развития физических/интеллектуальных общих параметров, а также частных, как например развитие логики, анализа и внимания при игре в шахматы. Мозг способен развиваться только при условии тренировок, подобно мышцам и с течением времени наращивает извилины, прямо как тело спортсмена, который регулярно укрепляет свое тело и здоровье. Интеллектуальная деятельность (в 2013 году результаты тестирования показали, что эпизодическая память усиливалась в условиях продуктивного взаимодействия по сравнению с условиями восприимчивого взаимодействия, в которых участники либо занимались неинтеллектуальной деятельностью, либо выполняли познавательные задания. Полученные данные свидетельствуют о том, что постоянное участие в познавательно-требующих, новых видах деятельности улучшает функцию памяти в пожилом возрасте) выступает универсальным тренажером, который ускоряет и модифицирует ту или иную часть мозга ребенка или взрослого от его изначальных возможностей, данных генами.

В 2014 году проводилось исследование, в котором с помощью МРТ выявили, что у программистов, при изучении исходного кода, задействовано целых пять областей мозга.

При изучении аппарат выделил повышенную работу следующих долей: средняя лобная извилина, нижняя теменная доля, отвечающие за внимание, язык и рабочую память, а также средняя височная извилина, производящей семантический поиск в памяти.

Стоит заметить, что почти не задействованы кластеры мозга, связанные с математикой и вычислениями — даже при анализе блоков с циклами, абстрактными и арифметическими вычислениями, и прочими алгоритмическими операциями. Как мы видим, программирование — это сложный механизм, заставляющий наш мозг работать не только одним полушарием, а полноценно погрузиться в мыслительный процесс. В том же тестировании 2013-го года сказано, что только интенсивная когнитивная деятельность улучшает мозг человека, она же подразумевает под собой изучение чего-либо, познание чего-либо нового, при этом подразумевается усердная работа, к примеру, средней лобной извилины.

Конечно, эксперимент не помог полностью отразить влияние программирования на мозг:

ученые отмечают, что в процессе исследования использовались небольшие фрагменты, и изначально этот код не являлся слишком сложным для испытуемых. Также стоит отметить, что результаты исследования свидетельствуют не о том, что языки программирования походят по восприятию мозгом на иностранные языки, а лишь задействуют те же разделы мозга. Ученые не предоставили испытуемым возможность написания нового кода, а дали на изучение уже готовый (программистам часто приходится править уже имеющийся, а не писать свой с нуля), хотя при написании могут быть задействованы другие области мозга.

Человеческий мозг подобен мышце — чтобы оставаться в тонусе, его нужно тренировать.

Но так ли это на самом деле? И если да, то можно ли считать взаимодействие с кодом достаточным для развития мозга умственным упражнением? Говоря о детях и подростках, фронтальная кора полностью развивается только после 20-ти лет, а значит, полное развитие и не нужно для начала обучению программированию. Лобная кора развивается «достаточно» примерно к 12 годам, для ее успешного формирования пробовать решать серьезные интеллектуальные задачи стоит начать еще раньше.

В исследовании, посвященному «влиянию компьютерного программирования на когнитивные результаты» выяснилось, что студенты, имевшие опыт программирования, при тестировании когнитивных способностей набирают на 16% больше, чем студенты без такового опыта.

В последующем эксперименте 1999 года подтвердилось, что «существует взаимосвязь между интеллектуальными действиями и изменениями в когнитивном функционировании. Эти результаты согласуются с гипотезой, что интеллектуально активная деятельность служит для защиты людей от различных болезней, связанных с ухудшением работы мозга. Однако альтернативно можно предположить, что люди с более высокими умственными способностями ведут интеллектуально активную жизнь до тех пор, пока когнитивное снижение в пожилом возрасте не ограничит их деятельность». Но в заключении исследования авторами отмечено, что снижение мозговой активности приводит к меньшему желанию испытуемого заниматься интеллектуальной деятельностью, что впоследствии приводит к еще большему ухудшению состояния человека.

Программирование является очень сложным процессом, изучение которого отнимает много сил и времени.

Его влияние на мозг человека не может быть полностью изучено всего несколькими исследованиями, требуется как можно больше подобных экспериментов для более точного понимания.

Все проведенные исследования сходятся в своем заключении в том, что процесс решения трудных интеллектуальных задач улучшает общие интеллектуальные показатели, снижает вероятность умственного расстройства и продлевает когнитивно-активную стадию жизни человека, в то же время исследования не доказывают, что программирование делает отдельно взятого человека способнее к познающей или продуктивной деятельности, но, несмотря на это, мы в праве так предполагать. Таким образом, программирование вносит свое положительное влияние на пути развития как ребенка, так и любого возраста человека, в силу своей высокой когнитивной функции.

О внедрении программирования для младшеклассников впервые задумались в Эстонии в 2012 году (Эстония занимает первое место в Европе по качеству основного образования) “В экспериментальном режиме ввели основы программирования в начальной школе. Младшеклассники, которые, кстати, уже изучают иностранные языки, также узнают основы логики и математики, чтобы получить базу для освоения С++ или Java.

Согласно методикам, созданным Британским институтом IT-технологий и Королевской инженерной академией, а также корпорациями Google и Microsoft, обучение детей высоким технологиям происходит в несколько этапов. Сначала дети в возрасте 5–6 лет развивают логические навыки (как правило, не у экрана компьютера, а с помощью различных оффлайновых игр), далее вплоть до 11 лет идет изучение программ с динамическими переменными, плавно переходящих в уроки кодинга. На них подростки узнают как минимум два языка программирования.”

Зачем стоит изучать программирование?

Две главные причины:

  1. Изучая языки программирования, у людей развиваются когнитивные возможности, то есть человек начинает думать более системно, решает задачи быстрее, используя при этом логические цепочки. Людям, которые разбираются в языках программирования, легче устроиться на работу, так как данный навык показывает их компетентность.

  2. На рынке труда на данный момент спрос на кодеров огромный и в будущем будет только расти, и этот спрос на данный момент общество не в силах удовлетворить. Следовательно, стоит себя попробовать в этой сфере. С другой стороны, процесс обучения программированию не уйдет бесследно и обучающийся несомненно получит конкурентное преимущество и с большей вероятностью сможет реализовать себя в другой сфере благодаря тем нейронным цепочкам, которые сформировались на пути к овладению этой развивающейся сфере программирования.

Начните программировать прямо сейчас!