Регистрация

Что случилось бы с Землей, если бы люди вымерли?

Глубоко в тропических лесах Гватемалы находится один из самых известных остатков цивилизации майя: примерно 2000-летняя цитадель, превратившаяся в руины под названием Тикаль. Когда Алан Вайсман путешествовал по окрестностям, он обнаружил по пути нечто увлекательное: "Вы идете по этому действительно густому тропическому лесу и идете по холмам", - сказал Вайсман, автор и журналист. "И археологи объясняют вам, что на самом деле вы идете по пирамидам и городам, которые не были раскопаны".

Другими словами, мы знаем о таких местах, как Тикаль, потому что люди приложили огромные усилия, чтобы выкопать и восстановить их останки. Тем временем бесчисленные другие руины остаются скрытыми, запечатанными под лесом и землей. "Это просто удивительно захватывающе, как быстро природа может похоронить нас", - сказал Вайсман в интервью Live Science.

Эта сцена из тропического леса позволяет нам взглянуть на то, как могла бы выглядеть наша планета, если бы люди просто перестали существовать. В последнее время эта идея стала особенно актуальной, поскольку глобальная пандемия COVID-19 удерживала людей внутри и побуждала животных возвращаться в нашу более тихую городскую среду, давая нам представление о том, как могла бы выглядеть жизнь, если бы мы отступили еще дальше на задний план. Вайсман, написавший "Мир без нас" (Книги Томаса Данна, 2007), провел несколько лет, опрашивая экспертов и систематически исследуя этот вопрос: что случилось бы с нашей планетой — с нашими городами, с нашей промышленностью, с природой — если бы люди исчезли?

Другой вид горизонта

Существует несколько развивающихся теорий того, что может привести человечество к вымиранию, и маловероятно, что мы все просто исчезнем в одно мгновение. Тем не менее, по словам Вайсмана, представление о нашем внезапном и полном уничтожении с планеты возможно, с помощью еще не обнаруженного вируса, специфичного для человека, - это самый мощный способ исследовать, что могло бы произойти, если бы люди покинули планету.

В собственном исследовании Вайсмана этот вопрос привел его сначала в города, где должны были произойти некоторые из самых драматических и немедленных изменений благодаря внезапной нехватке человеческого обслуживания. Без людей, которые управляли бы насосами, отводящими осадки и поднимающимися грунтовыми водами, метро огромных городов, таких как Лондон и Нью-Йорк, затопило бы в течение нескольких часов после нашего исчезновения, как узнал Вайсман во время своего исследования. "Инженеры сказали мне, что для полного затопления метро потребуется около 36 часов", - сказал он.

При отсутствии человеческого надзора сбои на нефтеперерабатывающих заводах и атомных станциях останутся неконтролируемыми, что, вероятно, приведет к массовым пожарам, ядерным взрывам и разрушительным ядерным осадкам. Если мы внезапно исчезнем, произойдет выброс радиации. Точно так же после нашей кончины мы оставили бы после себя горы отходов в основном пластиковых, которые, вероятно, сохранялись бы в течение тысяч лет, оказывая влияние на дикую природу, которое мы только сейчас начинаем понимать.

Между тем, нефтяные отходы, которые разливаются или просачиваются в землю на промышленных объектах и заводах, будут расщепляться и повторно использоваться микробами и растениями, что, вероятно, займет десятилетия.

В то время как это загрязняющее наследие разворачивается, вода, текущая под землей в городах, будет разъедать металлические конструкции, которые удерживают улицы над подземными транспортными системами, и целые проспекты рухнут, внезапно превратившись в реки в центре города, объяснил Вайсман. В течение последующих зим, если бы люди не проводили регулярную противообледенительную обработку, тротуары трескались бы, создавая новые ниши для укоренения семян, переносимых ветром и выделяемых пролетающими птицами, и превращались в деревья, которые продолжают постепенное расчленение тротуаров и дорог. То же самое произошло бы и с мостами, если бы там не было людей, которые могли бы отсеять негодные саженцы, укореняющиеся между стальными заклепками: в сочетании с общей деградацией это может привести к демонтажу этих конструкций в течение нескольких сотен лет.

Со всей этой открывающейся новой средой обитания природа стоически вошла бы в нее, оклеив бывшие бетонные джунгли лугами, кустарником и густыми насаждениями деревьев. Это привело бы к накоплению сухого органического материала, такого как листья и ветки, что послужило бы идеальной пищей для пожаров, вызванных молнией, которая с ревом пронеслась бы по лабиринту зданий и улиц, потенциально разрушая целые районы городов до основания. "Пожары создадут много обугленного материала, который упадет на улицу, что будет потрясающе для поддержания биологической жизни. Улицы превратятся в небольшие луга и леса, которые вырастут в течение 500 лет", - рассказывает Вайсман.

По его словам, в течение сотен лет, поскольку здания подвергаются постоянному повреждению в результате эрозии и пожара, они будут разрушаться. Первыми рухнут современные конструкции из стекла и металла, которые будут разрушаться и ржаветь. Но что характерно, "здания, которые прослужат дольше всего, сделаны из самой Земли" — как каменные сооружения, добавил Везиман. Даже они стали бы смягченной версией своих прежних "я": в конечном счете определенных, знаковых линий горизонта, которые мы так хорошо знаем сегодня, больше не было бы.

Что произойдет за городом?

Если посмотреть за пределы города на огромные участки сельскохозяйственных угодий, которые в настоящее время занимают половину пригодных для жизни земель Земли, то произойдет быстрое восстановление насекомых, поскольку применение пестицидов и других химических веществ прекратится с гибелью человечества. "Это положит начало настоящему каскаду событий", - сказал Вайсман. "Как только у насекомых дела пойдут лучше, то и у растений дела пойдут намного лучше, а затем и у птиц". Окружающая среда обитания — растительные сообщества, почвы, водные пути и океаны — восстановятся, освободившись от далеко идущего влияния, которое химические вещества оказывают на экосистемы сегодня. Это, в свою очередь, побудит больше диких животных переехать и поселиться здесь.

Этот переход ускорит увеличение биоразнообразия в глобальном масштабе. Исследователи, которые смоделировали разнообразие мегафауны — таких, как львы, слоны, тигры, носороги и медведи — по всей планете, показали, что раньше мир был исключительно богат этими видами. Но все изменилось, когда люди начали распространяться по планете, охотясь на этих животных и вторгаясь в их среду обитания. По мере того как люди мигрировали из Африки и Евразии в другие части земного шара, "мы наблюдаем последовательное увеличение темпов вымирания после прибытия людей", - объяснил Сорен Фаурби, преподаватель макроэкономологии и макроэволюции в Гетеборгском университете в Швеции.

Если бы люди не распространились в дальние уголки Земли и не сократили популяцию мегафауны, вся планета могла бы быть такой же разнообразной по этим видам, как сегодня знаменитый Серенгети в Восточной Африке, сказал Фаурби в интервью Live Science. "Фактически, раньше повсюду были крупные животные, и крупные животные были бы повсюду по всему земному шару без участия человека". Его исследования показали, что без сильного воздействия человечества на виды центральная часть Соединенных Штатов и некоторые районы Южной Америки были бы самыми богатыми мегафауной местами на Земле сегодня. Такие животные, как слоны, были бы обычным зрелищем на Средиземноморских островах. На большей части северной Европы даже водились бы носороги.

Могла бы Земля восстановить это разнообразие без людей? Даже если бы мы внезапно исчезли с картинки, планете все равно потребовались бы миллионы лет, чтобы оправиться от этих прошлых вымираний, подсчитали Фаурби и его коллеги. Они исследовали, что потребуется, чтобы вернуться к базовому уровню видового богатства и распределению крупных животных по всей планете, которое отражает то, что у нас было до того, как современные люди распространились по всему земному шару. По их оценкам, потребуется "где-то от 3 до 7 миллионов или более лет, чтобы вернуться к исходному уровню до вымирания", - объяснил Йенс-Кристиан Свеннинг, профессор макроэкономики и биогеографии в Орхусском университете в Дании, и коллега Фаурби, который работал над тем же объемом исследований.

По сути, "если бы не было антропогенного воздействия, весь мир был бы одной большой дикой местностью", - сказал Свеннинг в интервью Live Science.

Природа находит способ

Планета может в конечном итоге стать более пышной и разнообразной, но мы не можем игнорировать последствия изменения климата, возможно, самого неизгладимого воздействия человечества на планету. Вайсман отмечает присущую неопределенности при составлении полезных прогнозов о том, что будет происходить. Например, если на промышленных предприятиях произойдут взрывы или устья нефтяных или газовых скважин, которые продолжают гореть еще долго после того, как мы все уйдем, огромное количество улавливающего тепло углекислого газа будет продолжать выбрасываться в атмосферу, объяснил он.

Углекислый газ не остается во взвешенном состоянии в атмосфере вечно: наши океаны играют важную роль в поглощении огромного количества углекислого газа из воздуха. Но все еще существуют ограничения на то, сколько его может поглотить океан без того, чтобы его собственные воды не закислялись до нездорового уровня — потенциально в ущерб тысячам морских видов. Существует также ограничение на то, сколько море может физически поглотить, а это значит, что это не просто бездонный поглотитель углерода, как

В нынешнем виде для полного удаления из атмосферы уровней CO2 в нашей атмосфере уже потребуются тысячи лет. И если море достигнет своей вершины, и в атмосфере останется больше парниковых газов, в результате чего непрерывное потепление приведет к дальнейшему таянию полярных ледяных шапок и выделению еще большего количества парниковых газов из-за размягчения вечной мерзлоты. Это превратится в непрерывный цикл обратной связи, изменяющий климат. Все это означает, что мы можем с уверенностью предположить, что последствия изменения климата будут продолжаться еще долго после того, как мы уйдем.

Но на это Вайсман высказал слово надежды. В юрский период, по его словам, в атмосфере было в пять раз больше углекислого газа, чем сегодня, что привело к резкому повышению кислотности океана. Очевидно, однако, что должны были существовать морские виды, которые справились с этими крайностями, продолжили эволюцию и стали частью планеты, которую мы знаем сегодня. Это означает, что в конечном счете, несмотря на экстремальные климатические условия и огромные потери, которые они могут понести, "природа всегда находит выход", - сказал Вайсман.

Возможно, однажды в мире не будет людей, но это не остановит остальную часть планеты от продолжения войны.

Есть ли нам какой-то смысл размышлять о том, как будет выглядеть наша планета без нас здесь? Что ж, с одной стороны, мы могли бы просто утешиться знанием того, что, освободившись от людей, наша планета в конечном счете будет в порядке, как сказал Вайсман. На самом деле, в конечном счете это привело бы к процветанию.

Но беглый взгляд на это воображаемое будущее также может побудить нас быть более внимательными к нашим действиям, стремясь сохранить и наше собственное место на планете. Вайсман видит неотъемлемую ценность в визуализации мира без нас, именно поэтому он решил написать свою книгу в первую очередь. Он объяснил, что, когда он начинал, он осознавал, что многие люди избегают экологических историй, потому что это заставляет их чувствовать себя плохо из-за ущерба, который люди наносят планете, и как, в свою очередь, это ускоряет нашу собственную гибель. "Я обнаружил, что способ избавиться от фактора страха - это просто сначала убить [людей]", - сказал он с юмором.

Когда это отвлечение исчезло, он обнаружил, что может сосредоточить внимание людей на планете, и на самом деле он хотел подчеркнуть: "Я хотел, чтобы люди увидели, как красиво природа может вернуться и даже залечить множество шрамов, которые мы оставили на этой планете. Затем подумать, есть ли, возможно, способ добавить себя обратно в эту картину восстановленной Земли?"

livescience 16/08/2020