Регистрация

Учим ребенка читать. Наша непростая история.

То, как читает книги мой старший сын, давно уже стало притчей во языцех в нашей семье. О нем  рассказывают своим детям мои подруги как о ребенке, который сам (!) добровольно (!!) часами (!!!) читает книги. Начался этот роман с литературой так. Когда Максиму было 5 лет, я родила дочку. Первое время  у нас не очень ладилось с грудным вскармливанием, и на 2 недели мы залегли с малышкой в кровать, налаживая процесс. А муж, чтобы не мешать нам, уходил в другую комнату с Максимом и … букварем. Когда мы наладили кормление и вылезли из своей берлоги, оказалось, что 5-летний Макс уже вполне бодро складывает МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ. А через пару месяцев он уже сам читал «Незнайку в Солнечном городе» в детском саду, пугая воспитательниц. 

Я была просто уверенна, что и с дочкой будет также. Но в 5 лет она даже не интересовалась буквами. В 5.5. мы с горем пополам вложили ей в голову алфавит, и на этом дело встало. Дочка у нас девочка спортивная, с характером. Любимое занятие с 2-х лет у  нее-  побегать на детской площадке, а с 5 лет – футбол (уже больше года она ходит в футбольный детский клуб, где гоняет мяч наравне с мальчишками). И в отличие от спокойного рассудительного старшего брата, усадить ее за книжку было нереально.

 - Ей уже скоро 6 лет, ты будешь ее учить читать?

 - Я пас. Сама учи.

Таким словесным пинг-понгом мы перебрасывались с мужем несколько месяцев. Пока я не поняла, что сначала нужно мне ответить самой себе на вопрос: почему моя дочка должна научиться читать? А потом неплохо бы и ребенку объяснить, зачему ему это нужно.  И вот тут возникли сложности.

Уже почти 3 года мы живем в Берлине. И возвращаться обратно в Россию не планируем. Дети прекрасно говорят по-русски и по-немецки. И я долго не могла ответить даже себе на вопрос – зачем ребенку, который будет учиться в немецкой школе и, судя по всему, жить дальше в Германии, уметь читать по-русски? Но этим летом мы с Мартой вдвоем летали в Россию в гости к бабушке. И там мы нашли мотивацию. В гостях у бабушки дочка очень полюбила конфеты «Коровка».

 - Вот, а в следующий раз ты приедешь в гости, пойдешь в магазин и не сможешь их найти сама, - сказала бабушка, -  Ты же не будешь понимать, что там написано!

Гениально!,  - подумала я. И стала дальше искать практические применения умению читать которые могут мотивировать 6-летнего ребенка.  И вот, что я нашла.

Если ты будешь читать по-русски,  то  сможешь сама искать себе в Ютубе мультики.

 - сможешь писать сообщения бабушкам в вацапе.

 - сможешь  участвовать в семейном чате в вацапе, где беседа ведется только по-русски,  и обсуждать с родителями и братом меню ужина и планы на выходные.

 - сможешь в России ходить сама по магазинам и выбирать то, что  захочется, читая этикетки.

 - сможешь сама прочитать все эти прекрасные книги, которые стоят у нас на полках.

 - сможешь читать книги на двух языках – на русском и на немецком. А через несколько лет, когда начнется английский в школе, и на трех! Разве это не здорово?

И как только мы нашли мотивацию для дочки и для меня, дело сразу пошло веселее. Мы быстренько повторили алфавит и стали штурмовать азбуку. Как проходят наши занятия?

Понемногу, но каждый день. Мы занимаемся каждый день по 10 минут без выходных. Наши занятия не привязаны ко времени. Мы можем перед сном почитать немного уже в кровати, можем  - сразу после завтрака или в течение дня. Многие педагоги и опытные мамы, научившие не одного ребенка читать, советуют заниматься строго в одно и то же время. Но нам такой вариант категорически не подошел. Ежедневные занятия в 10.00 сразу воспринимаются дочкой, как постылая рутина и обязаловка. Чего мне, конечно, не хочется.

Занимаемся в разных местах. Мы можем заниматься где угодно. На пляже, в метро по дороге на тренировку, за столом сразу после завтрака, в кровати перед сном, в очереди в магазине, на полу в детской среди игрушек. Я не хотела привязывать наши занятия к столу и к определенному времени.  Мне важно, чтобы наши занятия носили непринужденный характер и воспринимались, как интересное занятие, которым можно заняться в любое время. Возможно, это не правильно. Но у нас это работает!))

Похвала. Когда ребенок учиться читать (да и вообще- учится чему-то новому), не бойтесь его перехвалить. В процессе обучения это просто невозможно. Хвалим, хвалим, хвалим. Устраиваем показательные выступления с чтением для папы после работы. Записываем видео, отправляем бабушкам. Просматриваем видео-записи с ребенком через какое-то время, отмечая прогресс.

Читаем вслух каждый день. Я читаю детям на ночь вслух с рождения. Это единственный наш нерушимый ритуал, который мы исполняем ежедневно. У нас может не быть сил и времени в конце дня на ужин или ванну, но книга на ночь это святое. Когда мы заканчиваем очередную главу на самом интересном месте и дочка начинает канючить – ну еще немнооожко, ну пожааалуйста, я не забываю напоминать о том, «как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать». И вот уже совсем скоро Марта сможет сама читать себе сколько захочет!

Читаем по очереди. Когда я читаю на ночь, иногда  прошу дочку прочитать какое-то слово или название новой главы в книге.  Важно, чтобы слово было легкое (пока наш максимум – трехсложные слова), и ребенок мог сам прочитать это играючи. Дочка читает, а я тут же рассыпаюсь в похвалах: вот видишь! Ты уже можешь немного прочитать сама в такой сложной книге!

 

 Елена САЙ.

 

 

 

Очень полезная статья, спасибо! Пять звездочек поставила!