Блог

Юлия Симбирская: «Современные дети – прекрасны!» Наши дети...

Детская писательница Юлия Симбирская работает в библиотеке и пишет удивительные истории и стихотворения для детей.

Юлия рассказала о том, как можно найти вдохновение в мусорном ведре, как услышать своего внутреннего золотого ребенка, что делать (и чего – не делать ни в коем случае!), если ребенок не любит слушать книжки и о том, какие они – современные дети.

«Все началось слишком стремительно, слишком фантастически»

- Как давно ты пишешь? И с чего все началось? 

Когда мне задают вопрос о писательском стаже, я вытягиваю губы трубочкой, морщу лоб и чешу указательным пальцем переносицу – в общем, делаю всё, за что меня ругает до сих пор мама. А ещё она ругает за неорганизованность. Наверное, поэтому я точно не помню, когда начала и как началось. Слишком стремительно, слишком бурно, слишком фантастически. В восемь лет мы с подругой писали в соавторстве толстый роман, в подростковом возрасте я освоила стихи про тлен и тщету всего сущего, а потом жизнь дала крюк и, протащив меня за руку сквозь филфак, снова вернула к тексту с появлением дочери. Нет, я не стала писать для неё стихи и сказки. Разве что, сочиняла короткие истории, чтобы скоротать время и скрасить жизнь мамы на бессменном посту. Благодаря ребёнку, я оказалась вдруг и при новой профессии – библиотекарь, потому что детская библиотека была на пути к детскому саду, и я неожиданно приняла решение там работать. Именно в библиотеке обнаружилась та питательная среда, которая меня формировала, как человека, смеющего писать для детей, формировала-формировала и формирует по сей день. Сначала я придумала в библиотеке студию по развитию речи и творческих способностей. Пока готовилась к занятиям, стали появляться стихи. Они потом составили первую подборку, которую я показала замечательному поэту, переводчику из Санкт-Петербурга Михаилу Яснову. Он прочитал, ответил, я попала на фестиваль в Санкт Петербурге «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа», и всё заверте… Честно говоря, Михаил Давидович посоветовал мне много и тщательно работать, что я сделала. До сих пор считаю, что это один из драгоценнейших советов и безусловно правильный вектор. Ему и следую.  

 

«У каждого есть внутренний ребенок, который проверяет автора на искренность»

 

 - Для кого твои книги?

У каждого, кто пишет для детей, есть свой внутренний, золотой ребёнок, который всегда проверяет автора на искренность. Этому ребёнку может быть два года, три, пять, пятнадцать. И он инстинктивно ищет ровесников. Так формируется целевая аудитория. В моём случае, внутренний ребёнок обращается к шетилетним-восьмилетним единомышленникам. Я абсолютно не задумываюсь, как написать стихотворение, актуальное для шестилетнего человека. Пишу, перечитываю и понимаю, что снова победила я – шестилетняя.

Подумала недавно, что если учинить археологические раскопки и посмотреть Землю в разрезе, можно определить слои, которые рассказывают о планете в разные её периоды. Вот и мой активный культурный слой  - это те два года с шести до восьми.  

Слукавлю, если скажу, что не пробовала покуситься на трёхлетних читателей или замахнуться лет на тринадцать. Пробовала. И, вполне возможно, попробую ещё не раз. Я всегда разная и не зажимаю ладонью рот тому внутреннему ребёнку, который подаёт голос. Есть что сказать – пусть говорит. Сейчас вообще странные вещи творятся: уже год я пишу историю, которую совершенно непонятно, как и для кого издавать. Издатели в замешательстве. Абсолютно взрослый спектр проблем – абьюз, подведение жизненных итогов, поиск своего места в жизни, переданный теми средствами, которые приняты именно в детской литературе. В этой истории у меня есть говорящий заяц, который живёт на свете много веков и мечтает подняться в воздух на самолёте. Пока я не добралась до финала, но я не тороплюсь – всему своё время.  

 - Ты работаешь только писательницей или есть еще какая-то работа помимо?

 Почти 10 лет я работаю в детской библиотеке. Так сложилось. Уже года три мне трудно это совмещать с писательской работой, но и уйти в свободное плавание пока не получается. Просто, как библиотекарь, я очень востребована. Говорю без ложной скромности. И я точно знаю, что приношу на этом месте пользу. Хочется сказать – большую пользу. Если бы кто-то избавил меня от административной работы и оставил только творческую, связанную непосредственно с детьми – вот было бы прекрасно.    

«У каждой книги  - свой голос. И я очень стараюсь не фальшивить»

- Сколько книг ты написала? И какая книга для тебя особенная?

Если считать особенно скрупулёзно, то наберётся больше 20. Особенная  - первая книжка, потому что она появилась в тот момент, когда глупо было ждать книжку со своим именем на обложке. Но Алина Дальская – шеф-редактор издательства «Настя и Никита» -  решила издать стихи, которые не оставили её равнодушной. Так появилась книжка «Разбегаюсь и лечу» в 2013 году. Люблю её. Это мой старт. Но это не значит, что остальные книжки дороги мне меньше. У каждой своя история, в каждой – мой голос. Я изо всех сил стараюсь не фальшивить.  

 - Откуда приходят идеи и герои для книг?  

Поскольку я всегда оставляю в жизни место чуду, идеи и герои приходят, отчасти, чудесным образом. Однажды я съела яблоко. И вдруг: «За окном темнеет, синий вечер близок, загрустил малютка Яблочный огрызок. Поиграл с пылинкой, повздыхал немножко: «Расскажи мне сказку, бабушка Картошка…». Это несколько строчек из стихотворения, которое вошло в книжку «Трогательное ведро» об обитателях мусорного ведра. На самом деле, книжка эта о бесконечности, о перерождении, о настоящем, что держит каждого из нас и не даёт пропасть. Но выглядит она, как сборник стихов о яичной скорлупе, хлебных крошках, фантиках, мандариновой кожуре, дырявом носке. Когда я показала макет с прекрасными иллюстрациями Татьяны Булгаковой Григорию Кружкову и Андрею Усачёву, они меня поздравили. Пока книжка не вышла. Но она уже готова. Но я уже говорила – всему своё время.  

Некоторые истории буквально лежат под ногами, как одесские каштаны, которые лишились колючих шубок к самым холодам, но не унывают, потому что их всё равно разберут по карманам люди. Стихи заглядывают в иллюминатор самолёта, пока ты в очередной раз с восторгом наблюдаешь, как закругляется Земля. Однажды я смотрела, как в Пражском зоопарке маленький пушистый слонёнок играет с мамой, и мне так хотелось всему свету рассказать: «Пусть мама с папой две горы, а он пригорок до поры, слонёнок счастлив всей душой: он даже маленький большой!» Стихи – это голубь, который катит босиком по замёрзшей луже. Как же здорово жить на свете, зная, что мир состоит, в том числе, из стихов, а ты просто их находишь и сердце замирает примерно также, как в детстве, когда выловил из моря гладкое цветное стёклышко.

Но не все герои согласны жить в стихах. Некоторым требуется иное пространство. Бабушка-кошка, например, поселилась в сказке, потому что она хранительница покоя и уюта в доме, где нет настоящей бабушки. История получилась размеренная, уютная, подходящая для того, чтобы коротать зимние вечера, натянув толстые вязаные носки и прихлёбывая чай с клюквой и апельсиновыми корочками.

 

«Моя дочь искренне считает, что я занимаюсь своим делом»

 - Ты читаешь свои книги дочери? Как она относится к твоему творчеству? 

Ещё недавно я бы сказала, что сожалею о том, что дочь не является моим слушателем, а сейчас обойдусь без сожаления. Что-то ей искренне нравится. Какие-то стихи кажутся ей не обязательными. Мы редко обсуждаем с ней мои  тексты. И я понимаю, что мой ребёнок совершенно не обязан интересоваться тем, что  делает мама.  Дочь поддерживает меня в главном – она искренне считает, что я занимаюсь своим делом. За это ей большое спасибо! 

«Мы – свидетели формирования абсолютно иного поколения»


 
 - Ты часто встречаешься с детьми в школах, библиотеках. Какие они – современные дети? Они читают книги? Они умеют их слушать?  

Очень люблю говорить о своих читателях. Каждый раз, когда меня приглашают на встречи, сердце замирает, потому что всегда я ухожу наполненная до краёв и счастливая. Современные дети  - прекрасны! Они давно мчат на космических кораблях, и многим взрослым не угнаться за ними на своей вечерней лошади. Я постоянно ловлю себя на том, что являюсь свидетелем формирования нового, абсолютно иного поколения. Иного в глобальном смысле. Никакой научной подкладки, только мои ощущения, но такая перекодировка человека происходит раз в довольно большой промежуток времени. Так вот, сейчас с детьми именно оно. Их ещё пытаются запихнуть в привычные формы и заставить жить, как понятно предыдущему поколению, но нет. Ничего не получится. Мне очень интересно с ними. И я приношу им «чемодан» своих сокровищ. Так хочется, чтобы что-то пригодилось. Они, конечно, читают. Они ищут свою книгу и у них, что удивительно, довольно внятный читательский запрос.

«Не «дрожать хвостом» и не оглядываться на соседей»

 - Если дети не хотят слушать книжки, что ты можешь посоветовать родителям? 

В первую очередь, я бы посоветовала родителям не «дрожать хвостом», т.е. не метаться, не паниковать и не слишком оглядываться на соседей с их вечно читающим Шекспира трёхлетним Петей. Я бы максимально расширила поле для игры, вписав туда книжку. Дети редко отказываются играть. Они, скорее откажутся, от слушания, чем от взаимодействия. Именно поэтому, методом проб и ошибок, надо искать свою книжку, своего героя и… играть. В этом, кстати, суть комментированного чтения, которое я очень люблю, работая с малышами. В помощь нам книжки-картинки, где всегда есть короткая и достаточно динамичная история, запоминающийся герой и место подвигу: «Смотри! Мы за вечер прочитали пять книг, а папа всё ещё мусолит одну». Ну, если не бояться дискредитировать папу.)) 


 - Как проходят твои встречи с детьми? Что вы там делаете? 

Я никогда не создаю дистанцию с детьми, напротив – всячески пытаюсь сократить, если она возникает по умолчанию. Например, учителя и библиотекари очень любят меня представить, а дальше перечислять регалии. Детям абсолютно всё равно, какие премии я получала и за что и членом какого союза и с какого года являюсь. Они только напрягаются или зевают, поэтому прошу максимально сокращать вступительные речи. Я стараюсь заранее узнать, какого возраста будут дети и, в зависимости от этого, выбираю книжки. Как правило, ключевыми становятся две или три. За сорок минут невозможно рассказать обо всём. Так сложилось, что у меня есть тематические книжки, например, «Суп в горошек» или «На грядке всё в порядке». В обозначенном пространстве всегда легко затеять игру. Например, найти в зале того, кто сию минуту готов почувствовать себя блинчиком. Для надёжности можно даже взять у него интервью: давно ли вы со сковородки? чувствуете ли вы себя достаточно сладким? где все ваши родственники? Дети легко откликаются. Какой смысл отказываться от игры? А вот дальше мы ищем в зале родственников скромника-блинчика, и у нас есть инструкция: «У скромного блинчика столько родни: есть толстые дядьки -  с картошкой они. Есть тётушка с джемом, а есть с шоколадом. И каждая очень гордится нарядом…». 

    - Любимая книга твоего детства?  

Много: «Людвиг Четырнадцатый и Тутта Карлсон», «Мы все из Бюллербю», «Дорога уходит вдаль», «Девочка с Земли», «Муми Тролли», «Говорящий свёрток», «Моя семья и другие звери» - список можно долго продолжать. И самые разные стихи. 

«Детские книги сейчас покупают!»


 - Какого быть современной детской писательницей в России? Детские книги сейчас покупают? 

Мне радостно быть причастной к литературному процессу. Меня окружают замечательные коллеги и друзья, с многими из которых, мы вместе проходили самый сложный период – начало. Во-вторых, рядом мэтры. У меня есть любимые учителя, наставники, благодаря которым я окрепла и обрела собственный голос. В первую очередь, это Михаил Яснов и Марина Бородицкая. Сейчас в России много издательств, заинтересованных в молодых писателях. Молодые  в данном случае – это не определение возраста, а больше положения по отношению к состоявшимся и маститым писателям. Я счастливый автор, потому что работаю с разными издательствами, и книжки получаются концептуально разные. Забавно, когда смотрю на корешки своих книг на полке, они все в зелёной гамме, а это цвет жизни. Мне интересно жить в этой среде, интересно работать, нащупывать свой путь. Я чувствую себя в полной мере вовлечённой, и это очень ценно.  

Детские книги покупают. Достаточно посетить крупные книжные ярмарки в Москве, и другие города не отстают. Конечно, сейчас огромный выбор. Трудно ориентироваться и найти то, что нужно. Но как раз для этого созданы специальные сайты: «Библиогид», «Папмамбук», обзоры Евгении Шафферт, видеоблог Дмитрия Гасина. В соцсетях есть группы и страницы издательств, где можно найти подробную информацию об издаваемой литературе и авторах. Ну и всевозможные фестивали, ярмарки, марафоны летнего чтения в библиотеках, куда приглашают писателей. 

Беседовала Елена САЙ.

Фотографии – из личного архива Юлии Симбирской.

 

На платформе Vikids вы можете:

Стать блогером на платформе Vikids.

Купить книги Юлии Симбирской.

Писать статьи на интересующие Вас темы: Напишите нам на ezapol@vikids.ru

 

 

Похожие статьи