Регистрация

Что делать, если у ребенка истерика? Почему дети так часто устраивают истерики?

Детские истерики - это неотъемлемая часть детства, с которой так или иначе сталкивается каждый родитель.

По мнению клинического психолога доктора Говарда Бата, истерики - это реакция ребенка, которую он проявляется, когда не может регулировать свои эмоциональные импульсы. Это приводит к очевидной потере самоконтроля и пренебрежению ранее принятыми нормами поведения.

При этом истерика и нервный срыв - не одно и то же. Срывы обычно наблюдаются у детей с аутизмом. Истерика - это один из способов, который дети используют, чтобы выразить свое разочарование.

Истерики чаще всего встречаются у детей с 18 месяцев и начинают спадать к четырем годам. Но некоторые могут продолжаться и после этого возрастного диапазона.

Почему дети устраивают истерики?

Истерики могут случаться по ряду причин:

  • Незрелая префронтальная кора или ПФК. Префронтальная кора - часть мозга, которая регулирует исполнительные функции, включая социальное познание, коммуникативное и моральное поведение. ПФК не полностью созревает у детей, из-за чего они не могут реагировать или представлять рационально, когда что-то находится вне их понимания. Это приводит к истерикам. ПФК начинает созревать с четырехлетнего возраста.
  • Незрелая лимбическая система. Лимбическая система тесно связана с префронтальной корой и отвечает за управление основными человеческими эмоциями, такими как страх, разочарование, гнев и радость. Незрелое состояние лимбической системы часто приводит малышей в замешательство и проявляется неумением точно выражать свои эмоции, что выливается в истерику. До тех пор, пока кора головного мозга не разовьется, единственным способом общения ребенка будет подобное выражение чувств. Период префронтальной и лимбической незрелости длится до четырех лет.
  • Темпераментные проблемы. Одной из причин истерик у детей является сложный темперамент. Дети, которые нетерпимы к переменам и выражают свое неудовольствие, скорее всего, будут проявлять более сильные приступы гнева.
  • Способ общения. Часто истерики являются единственным способом донести чувства до родителя, из-за отсутствия необходимых словесных навыков. Ребенок может пытаться сказать, что он голоден, разочарован, устал, чувствует себя больным и т.д.
  • Внимание или потребности. Ребенок может попытаться передать свою потребность через другие сигналы, но, если его игнорируют, то истерика становится единственным способом привлечь к себе внимание.
  • Очень строгие родители. Если вы строги и не позволяете ребенку пробовать, учиться и ошибаться, атмосфера становится для него удушливой. Он показывает свое разочарование через истерики.
  • Разочарование. Неспособность овладеть новым навыком, таким как завязывание шнурков или сбор рюкзака в школу, может вызвать чувство беспомощности, неудачи и неспособности, а в конечном итоге - истерику.
  • Воздействие внешних факторов. После тяжелого дня, ребенок возвращается домой после сада/школы уставшим, и истерика становится способом выплеснуть весь накопившийся негатив.
  • Дом и семья. Любая ситуация в семье, которая создает беспокойство между родителями, например, супружеские разногласия, развод или болезнь, также может повлиять на ребенка.

Каковы общие пусковые факторы для истерик?

Давайте рассмотрим наиболее распространенные пусковые факторы для истерики.

  • Дискомфорт. Дети могут закатывать истерику, когда их помещают в неудобные ситуации, такие как шумные или переполненные места со слишком большим количеством незнакомых лиц.
  • Путаница, возникающая из-за реакции воспитателя. Дети расстраиваются, когда родитель не понимает их реплики или реагирует с агрессией, кричит или смеется над ними.
  • Неспособность объяснить свою точку зрения. Когда ребенок не может сказать, чего он хочет, он чувствует себя беспомощным. Он может закатить истерику, чтобы дать волю своему разочарованию.

Как бороться с детскими истериками?

Со временем и опытом вы узнаете, как контролировать или управлять своим ребенком во время кризиса. А пока вы можете следовать некоторым советам:

  • Не обращайте внимания: постарайтесь отвести от ребенка внимание, чтобы не было соблазна отреагировать грубо. Однако в ряде обстоятельств это может не сработать.
  • Оставайтесь спокойными: практикуйте это дома, потому что оставаться спокойным нелегко и требует много усилий и терпения.
  • Предложите ребенку несколько вариантов, которые ему могут понравиться. Наличие выбора может успокоить детей намного раньше, чем вы думали.
  • Сохраняйте хладнокровие на публике: то, как вы обращаетесь с ребенком, когда он впадает в истерику в общественном месте, имеет решающее значение. Ничего не подозревающая публика может посочувствовать плачущему ребенку. В таких ситуациях сохраняйте спокойствие. Потеря хладнокровия и шлепки или крики на ребенка только ухудшат ситуацию. Просто дайте ребенку поплакать, и он в конце концов успокоится. Если малыш устал, а вы заняты покупками, самое лучшее, что можно сделать - прекратить шоппинг и отправиться домой.
  • Не допускайте насилия: если ребенок кричит, бьет, пинает или бросает вещи, немедленно прекратите это. Дайте понять, что насилие неприемлемо. Но убедитесь, что вы не проявляете насилия в процессе. Вы можете лишить ребенка некоторых привилегий, если он будет плохо себя вести. Таким образом, он будет знать, что его любят, но непослушное поведение не будет принято.
  • Не подавляйте слез: еплач высвобождает гормон стресса кортизол. Как только кризис закончится, у ребенка может улучшиться настроение.
  • Не переусердствуйте: не просите ребенка все время держать себя в руках, как дома, так и на улице. Даже если малыш проявляет вспышку гнева дома, это не означает, что на публике будет происходить то же самое. Ребенок должен усвоить, что дом - это рай, где он может выразить свои чувства без каких-либо забот. Как родитель, поддержите это. Если вы потеряли самообладание, извинись, сказав что-то вроде: "Я сожалею, что остро отреагировала на ситуацию".
  • Будьте тверды: извинение или сожаление не означает, что вы согласны с требованиями ребенка. Если он просит что-то запретное, будьте тверды.
  • Попробуйте установить связь: когда дети устраивают истерики, они не пытаются манипулировать. Возможно,ребенок действительно принимает ваше "нет", и вспышка гнева - это выражение того, что он чувствует по этому поводу.
  • Язык жестов может помочь: попробуйте научить некоторым знакам вашего дошкольника, который еще не говорит. Вместо того чтобы кричать о том, чего они хотят, они могут использовать язык жестов для общения с вами. Этот простой шаг может в значительной степени предотвратить истерики. Поначалу это будет нелегко, но зато проложит альтернативный путь общения, который со временем только улучшится.

На что указывают сильные вспышки гнева?

Если истерики ребенка серьезны, они могут свидетельствовать о лежащих в их основе проблемах со здоровьем.

Исследователи из Медицинской школы Вашингтонского университета связывают длительные, частые, саморазрушительные истерики с некоторыми психическими заболеваниями.

Было обнаружено, что истерики у здоровых детей короче и менее агрессивны, чем у детей с депрессией и деструктивными расстройствами, такими как синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) или оппозиционное вызывающее расстройство (ОВР). Исследование показало, что истерика у здоровых детей может длиться 10 или 11 минут, в то время как в среднем она составляет более 25 минут у детей с деструктивными расстройствами.

Когда следует обратиться к врачу?

Обратитесь к врачу в следующих случаях:

  • Во время приступа гнева ребенок проявляет крайнюю жестокость по отношению к взрослым, а также к игрушкам.
  • Если ребенок становится неуправляемым, и вас постоянно вызывают в детский сад или школу.
  • Намеренно причиняет себе боль, царапая, кусая или ударяя головой о стену.
  • Истерика длится более 25 минут, или у ребенка бывает более пяти истерик в день.
  • Ребенок все еще не может успокоиться после того, как истерика прошла.

References:

  1. Michael Potegal and Richard J. Davidson; Temper Tantrums in Young Children:
  2. Behavioral Composition; Department of Psychology, University of Wisconsin, Madison, Wisconsin.
  3. Sue Jenkins, Charles Owen, Martin Bax, Hilary Hart; Continuities of common behaviour problems in preschool children; Journal of Child Psychology and Psychiatry, 25(1), 75-89.
  4. Yusuke Moriguchi and Kazuo Hiraki; Prefrontal cortex and executive function in young children: a review of NIRS studies; Frontiers in Human Neuroscience. 4. Silvia A. Bunge, Nicole M. Dudukovic, Moriah E. Thomason, Chandan J. Vaidya, and John D.E. Gabrieli; Immature Frontal Lobe Contributions to Cognitive Control in Children: Evidence from fMRI; NCBI
  5. DeBord, Karen; Appropriate limits for young children: A guide for discipline, part two (FCS-456); Raleigh: North Carolina Cooperative Extension Service
  6. Asmir Gračanin, Lauren M. Bylsma, and Ad J. J. M. Vingerhoets; Is crying a self-soothing behavior? Frontiers in Psychology.
  7. Andrew C. Belden, Joan L. Luby, et al. Excessive tantrums in preschoolers may indicate serious mental health problems; Washington University School of Medicine in St. Louis.
  8. Gina Mireault, Jessica Trahan, Tantrums and Anxiety in Early Childhood: A Pilot Study.

Я читала мнение психолога, что просто на этом жизненном этапе у них ещё не созревшая до конца нервная система и они сами не могут справиться со своими эмоциями. Поэтому нужна помощь извне.... во-первых спокойная мама, во-вторых те же самые мишки эвалар спокойствие например. У меня малыш их просто обожает и они и правда помогают хорошо.