Регистрация

Гиперлексия, или Почему умение читать в раннем возрасте не всегда хорошо

Гиперлексия - это ранняя способность читать без соответствующих возрасту речевых и языковых навыков. Однако, как бы это умение ни радовало родителей, оно может быть проявлением серьезных отклонений. 

Что такое гиперлексия? 

Гиперлексия - это наличие неожиданных и не по годам развитых навыков чтения у маленьких детей. Малыши-гиперлексики также испытывают трудности в понимании и использовании нормального вербального языка, а также в социальном взаимодействии.

Виды гиперлексии

1. Гиперлексия I

Гиперлексия I встречается довольно редко и характерна для детей, которые умеют читать в очень раннем возрасте. Так, в дошколенок-гиперлексик читает не хуже ребенка-семиклассника. 

2. Гиперлексия II 

Мы говорим про гиперлексию II, когда речь идет про аутистический спектр. Такие дети одержимы цифрами и буквами и бесконечными манипуляциями с ними. Вместо того, чтобы положить в постель мягкую игрушку, ребенок с гиперлексией II возьмет с собой магнитные таблички с алфавитом. 

Такие дети могут быть одержимы запоминанием дней рождения, номерных знаков, GPS-координат и т. д. Они могут также проявлять некоторые другие признаки аутизма, такие как избегание зрительного контакта, изоляция, нежелание получать или отдавать внимание, а также могут быть чувствительны к любым другим формам сенсорной перегрузки. 

3. Гиперлексия III

Дети с гиперлексией III начинают также читать очень рано и проявляют аутистические симптомы, которые обычно со временем проходят. 

Другие признаки гиперлексии III включают поразительную память на фильмы или музыку, а во время чтения вербальный язык отстает от понимания прочитанного. 

Кроме того, у таких детей нет проблем с поддержанием зрительного контакта, вниманием. Им комфортно в социуме, в том числе со взрослыми.  

Причины гиперлексии

Причины гиперлексии до сих пор не известны, хотя было проведено множество исследований на эту тему. Некоторые эксперты полагают, что это состояние может быть вызвано навязчивыми практиками чтения, например: 

  • Ребенок развивает крепкую привязанность к определенным книгам, если читает их каждый день, непрерывно.
  • Ребенок чересчур увлекается чтением - в ущерб другим формам общения.
  • Ребенок демонстрирует навязчивый интерес к числовым и буквенным блокам.
  • Ребенок считывает цифры и буквы из номерных знаков на припаркованных машинах.
  • Ребенок читает любой текст, который он видит вокруг себя (например, книги, инструкции, вывески, объявления и т. д.).

Признаки гиперлексии

Есть несколько других симптомов гиперлексии, которые можно заметить у ребенка, и некоторые из них сходны с признаками аутизма, например: 

  • Ребенку сложно ответить на вопросы вроде "Что?", "Кто?", "Где?", "Почему?", "Когда?".
  • Ребенок крайне увлечен картами, буквами, цифрами или другими визуальными образами. 
  • Ребенок запоминает структуру предложения без понимания смысла.
  • У ребенка наблюдается эхолалия - бесмыссленное повторение слов, произнесенных рядом стоящим человеком. 
  • У ребенка проблемы с развитием социальных навыков.
  • Ребенок редко начинает или продолжает разговор.
  • Ребенок испытывает трудности во взаимодействии с окружающими людьми, включая родителей или других близких взрослых.
  • Ребенок испытывает крайнюю потребность в единообразии и сохранении рутины или ритуального поведения.
  • У ребенка очень необычные или специфические страхи.
  • У ребенка развито мышление в конкретных и очень буквальных терминах, и наблюдаются трудности с абстрактными понятиями.
  • Ребенок имеет чувствительные сенсорные способности.
  • У ребенка избирательные навыки слушания. Окружающим малыш даже может показаться глухим. 
  • Ребенок имеет сильные зрительные и слуховые навыки памяти.
  • Для ребенка характерно самостимулирующее поведение: раскачивание, прыжки вверх и вниз, хлопанье в ладоши.
  • У ребенка наблюдается нормальное развитие или рост примерно до 18-24 месяцев, а затем наступает регрессия.

Чтение и коммуникативные навыки ребенка, страдающего гиперлексией

Гиперлексия характеризуется крайним увлечением цифрами или буквами и развитой способностью к чтению.

Гиперлексические дети обладают навыками чтения на уровне, значительно превышающем возрастные нормы: они могут начать читать даже в два года, причем без какого-либо руководства. 

Дети с гиперлексией обладают невероятной слуховой и зрительной памятью и могут запоминать все, что слышат и видят без особых усилий. 

Они часто проявляют эхолалию, и все же эта исключительная память не поможет ни в понимании, ни в разговорной речи.

Имея поразительные навыки чтения, гиперлексики имеют ограниченные коммуникативные и словарные трудности.

Гиперлексики не учатся говорить так, как это делают другие. Большинство детей развивает языковые навыки, слушая звуки и учась их произносить, понимая при этом значение слов. Затем они обычно переходят к использованию полных слов и предложений. Однако дети с гиперлексией учатся говорить совсем по-другому: они могут запоминать предложения, фразы или даже целые разговоры из книг, фильмов и телевидения.

Гиперлексические дети редко принимают участие в интерактивных беседах или инициируют разговор. Для того чтобы выразить то, что у них на уме, они должны суметь "препарировать" то, что раньше запомнили, а это довольно сложно.

Разница между гиперлексией и аутизмом

Гиперлексия и аутизм - это не одно и то же, хотя эти состояния имеют много общего и нередко они идут бок о бок. Главное различие между этими расстройствами заключается в не по годам развитой способности самоучки к чтению.

Аутизм - это расстройство развития, характеризующееся трудностями в общении и поведенческими проблемами. Иногда аутичные дети могут демонстрировать способности выше среднего уровня в одном или даже более определенных аспектах обучения.

Гиперлексия у детей может сопровождаться аутизмом, и гиперлексия может быть одним из первых признаков аутизма у детей, которые замечают родители.

Диагноз аутизма ставят по клиническим признакам. 

Вот несколько общих характеристик, которые демонстрируют дети с аутизмом::

  • ритуальное поведение;
  • самостимулирующее поведение;
  • буквальное и конкретное мышление;
  • трудность понимания абстрактных понятий;
  • нормальное развитие до 18-24 месяцев, за которыми следует регрессия;
  • одержимость рутиной;
  • чувствительность к запахам, прикосновениям и звукам; 
  • трудность перехода от одного вида деятельности к другому;
  • необычные страхи;
  • избирательное слушание.

Однако важно отметить, что не все аутичные дети являются гиперлексическими, и наоборот.

Как помочь ребенку с гиперлексией? 

Первая помощь, которую должны получить дети с гиперлексией, - это языковая и логопедическая терапия. Ее следует рассматривать как основу, вокруг которой строится остальное лечение.

Обучение развитию социальных навыков также должно быть включено в образовательную программу для гиперлексических детей.

Работа с информацией, которая является экстрасенсорной, может быть трудна для понимания детьми, поэтому, чтобы помочь с дефицитом сенсорной обработки используется терапия сенсорной интеграции.и.

Способность детей к раннему чтению может стать инструментом для общения с ними и обучения их другим навыкам.

Часто задаваемые вопросы про гиперлексию 

1. Насколько распространена гиперлексия?

Около 5-10% детей с аутизмом, как полагают, также страдают от гиперлексии. Поэтому это состояние встречается относительно редко.

2. Если у ребенка есть все признаки гиперлексии, но он не читает, это все равно гиперлексия?

Простой ответ на этот вопрос - нет. Однако некоторые дети, которые не умеют читать в возрасте 2 и 3 лет, могут все еще развивать зрение или декодирование в возрасте 4 или 5 лет, и это может быть диагностировано как гиперлексия.

3. Является ли гиперлексия самостоятельным диагнозом?

Нет, гиперлексия в настоящее время не является самостоятельным диагнозом, а как правило, сопровождается другими состояниями, например, аутизмом.

4. Гиперлексия проходит? 

Гиперлексия не исчезает, так как это неврологическое состояние. Проще говоря, с ним ребенок живет всю жизнь.

Правда, со временем интенсивное увлечение, проявленное в первые годы жизни, ослабнет, и страсть к цифрам и буквам может угаснуть или даже перейти в другие интересы. 

Дети с гиперлексией часто бывают очень умными. Они проявляют чрезвычайный интерес и любознательность в обучении, а старшие дети с гиперлексией часто могут быть академически одаренными.