Регистрация

Как правильно писать сочинение?

Нужен ли родительский контроль в учебе ребенка

Недавно начала заниматься группа курса «Учимся писать сочинение», ребята уже прислали первое из трёх сочинений на проверку, свой результат работы за неделю. Это далеко не первая группа на курсе, работ проверено много, ещё больше дано рекомендаций. И поверьте, всегда очень видно, когда человек занимается с поддержкой родителя, а когда один. А время и опыт уже позволяют сделать определённые выводы.

1. Результаты детей, которые начинали занятия под контролем родителей, всегда лучше, чем у тех, которые от начала и до конца занимались сами.

2. Дети, которым на начальном этапе родители помогли разобраться и получить первый опыт, быстрее начинают работать самостоятельно и делают меньше ошибок.

Мне могут возразить: «Но позвольте! При чём здесь родители? Мы же не специалисты и поэтому обращаемся к вам». Очень понятны ваши чувства, уважаемые родители. Но если вы считаете, что достаточно просто купить курс, а ребёнок сам разберётся, то я здесь с вами не соглашусь. В рамках онлайн-курса без вашего участия и контроля это невозможно.

Есть ли уневерсальный алгоритм написания сочинения

Да, я даю всю необходимую теорию, универсальный алгоритм создания текста, задания для практики, но не могу быть рядом с вашим ребёнком, когда он пишет сочинение, не могу проследить, чтобы он шёл строго по алгоритму и работал на черновике, а без этого никак! Я всё доступно объясняю на видеозанятиях, но не могу проконтролировать, услышал ли ребёнок объяснения или пропустил, потому что спешил или отвлёкся. Я и мои коллеги-педагоги можем исправлять и комментировать ошибки, но не можем знать: он сделал их, потому что не понял материал и нужно посмотреть занятие ещё раз, или потому что он вообще толком не смотрел теорию, а поспешил покончить с практикой, отчитаться маме о выполнении и пойти гулять.

Но ведь вам нужны результаты, правда, а не просто галочка о том, что курс пройден? Вы ждёте, что ребёнок разберется и получит необходимую базу, научится писать сочинение раз и навсегда. Во всяком случае, мне хотелось бы, чтобы вы приходили именно за этим – понять и научиться.

А пока позиция многих родителей выглядит приблизительно так: вы привели ребёнка в бассейн, передали его инструктору и ждёте, что он научит его плавать. Всё хорошо, инструктор профессионал, он знает свое дело. Но на онлайн-курсе инструктор не может быть рядом с ребёнком. То есть он объяснил, как нужно дышать, как грести и держать голову. Ребёнок слушает, уверен, что все понял, спускается к воде и пытается плыть. Но навыка пока нет! А инструктор далеко и войти в воду, чтобы поддержать ребёнка и контролировать ситуацию, не может. И вот ученик бултыхается, пытается плыть, а педагог на расстоянии даёт инструкции, что и как делать. А у ребёнка апатия или паника, он уже не слышит и не понимает.

Какая первая реакция родителя в такой ситуации? Прыгнуть в воду и подставить руки, помочь! И родитель прыгнет, вместе с ребенком будет слушать инструктора, поможет успокоиться, понять, что нужно делать, и будет держать до тех пор, пока не убедится, что дальше ребёнок уже плывёт сам, потому что чётко знает, что нужно делать.

За и против самостоятельного написания сочинения

Так почему вы считаете, что в процессе развития письменной речи четвероклассник, да и восьмиклассник, которого этому не учили, «выгребет» сам? Почему не допускаете мысль, что он может растеряться, чего-то не понять, да просто не захотеть писать, потому что это трудно. Если вас нет рядом, вы никогда об этом не узнаете. А ведь грамотная письменная речь – это тоже комплекс умений, как плавание или езда на велосипеде. Вы же не посадили ребёнка на велосипед: «давай, езжай», вы были рядом, пока он не научился. Помните, сколько пришлось побегать за велосипедом?

Так и в языке все то же самое! Я не призываю писать сочинения за детей или стоять над ними постоянно. Но вместе посмотреть первое занятие, понять, что такое универсальный алгоритм создания текста, распечатать его и проговорить очень полезно. (Кстати, многим родителям моих учеников этот алгоритм очень помог в работе над собственными текстами!) Дальше он пишет сочинение сам, но важно первый раз проследить, проходит ли все шаги алгоритма и работает ли на черновике, проверяет ли текст, переписывает ли его на чистовик или выкладывает на проверку файл с зачёркнутыми-перечёркнутыми словами и предложениями.

Как помочь ребенку писать сочинение

Когда получена первая рецензия, обсудите её вместе, прочтите сочинение, поговорите, что и как исправить, а затем пусть редактирует сам. Часто приходится вместе обсуждать, например, какие примеры из жизни, из книг или других источников привести, чтобы аргументы в рассуждении были убедительными и развёрнутыми. Это и взрослому бывает трудно, и выпускники на ЕГЭ не справляются с рассуждением, так давайте сейчас научимся, пока есть время. И ещё: обсуждая вместе содержание будущего сочинения, вы лучше узнаёте своего ребёнка, а он вас.

Поверьте, когда человек понял, что и как писать, когда следующая рецензия гораздо лучше предыдущей, у него просыпается такой азарт… ещё, ещё, … я могу, у меня получается (в июньской группе один шестиклассник поставил рекорд: три раза переписал каждое сочинение! И на каждый вариант текста получил рецензию). Вы почувствуете момент, когда ваша помощь больше не нужна и дальше он точно справится сам. Но для этого нужно быть рядом в самом начале!

К сожалению, не бывает результата без усилий. И только вам решать, платите вы за результат или за очередную галочку и красивый сертификат.

© Екатерина Бунеева