Регистрация

Задержка развития у детей: виды, причины и методы лечения

Детство - это период активного роста. В том случае, если ребенок не достигает определенных рубежей или вех, характерных для его возраста, говорят о задержке развития. Как правило, она проявляется в первые три года жизни малыша. 

Какова вероятность того, что у ребенка будет задержка развития?

Вероятность задержки развития ребенка зависит от нескольких факторов риска, таких как:

  • генетические и хромосомные нарушения, такие как синдром Дауна;
  • воздействие опасных для жизни загрязняющих веществ окружающей среды и токсичных агентов; 
  • недоедание или отсутствие полноценного питания; 
  • инфекции; 
  • отсутствие должной гигиены, ухода; 
  • преждевременные роды.

Все вышеперечисленные факторы оказывают накопительное воздействие на задержку развития у детей. 

Здоровый образ жизни, физические упражнения и забота о себе повышают шансы на нормальное развитие ребенка. 

Разница между задержкой развития и инвалидностью

Задержка в развитии является временной, а инвалидность в развитии - постоянной.

Задержки в развитии можно лечить с помощью правильных медикаментов, методов лечения, специального образования и ранних вариантов терапии. С другой стороны, отклонения в развитии не поддаются лечению, и ребенок может нуждаться в специальном патронаже на протяжении всей своей жизни.

Отклонения в развитии могут возникать из-за генетических нарушений, передозировки некоторых лекарств, черепно-мозговой травмы и осложнений беременности, поэтому принципиально важно позаботиться о себе, как эмоционально, так и физически перед беременностью и родами. 

Что такое задержка развития у детей?

Задержки в развитии варьируются от когнитивных, эмоциональных и мелкой моторики и классифицируются по определенным этапам, таким как первая улыбка, шаги и выявление определенных поведенческих паттернов у детей в соответствии с их возрастными группами.

Общие задержки развития у детей отмечаются через наблюдение за тем, способен ли ребенок выполнять следующие действия:

  • показывать знаки, такие как определенные слова и жесты для идентификации родителей;
  • проявлять привязанность к друзьям; 
  • сидеть не наклоняясь;
  • подниматься по лестнице без посторонней помощи;
  • писать карандашами и мелками;
  • уметь пользоваться повседневными предметами (ложками, вилками, зубными щетками);
  • понимать основные слова и реагировать на "нет" и другие команды;
  • выражать яркие эмоции - счастье, гнев, радость и разочарование с помощью мимики и звуков.

Другие формы расстройства включают задержку зрительного, языкового и речевого, двигательного, социального и эмоционального когнитивного развития. Остановимся на них подробнее.

Задержка развития зрения у детей

Размытое зрение является отличительной чертой развития в течение первых шести месяцев для младенцев. Если у ребенка есть проблемы с координацией движения глазных мышц в обоих глазах, он продолжает видеть все в размытом ракурсе после шести месяцев или не замечает своих рук после двух месяцев визуального развития, то самое время беспокоиться.

Причины задрежки развития зрения у детей

Распространенными причинами задержки развития зрения у детей являются:

Лечение задержки развития зрения у детей

Решения для лечения вышеуказанных задержек развития зрения включают в себя:

Признаки задержки развития зрения у детей

  • размытое зрение (через полгода);
  • глаза не могут следить за движущимися объектами; 
  • несогласованное движение глазных мышц;
  • частое скрещивание глаз;
  • глаза, поворачивающиеся внутрь и наружу (после полугода); 
  • частая тошнота;
  • неумение следить за близко или далеко расположенными объектами. 

Задержка развития языка и речи

При языковой задержке ребенок не способен произносить слова, имеющие правильный смысл, а при речевом - правильно их произносить.

Причины задержки развития языка и речи у детей

Существуют различные причины задержки развития языка и речи. Потеря слуха часто может быть связана с ними, что может быть основной причиной, по которой ребенок, возможно, не в состоянии подобрать или понять значения слов.

Общие причины:

  • отсутствие контакта с говорящей средой, следовательно, отсутствие обучения языку/речи;
  • преждевременные роды;
  • умственная отсталость (связанная с синдромом Дауна, генетическими дефектами и фетальным алкогольным синдромом);
  • черепно-мозговая травма;
  • аутизм;
  • апраксия речи - расстройство, при котором ребенок испытывает трудности с последовательностью и выполнением речевых движений; 
  • селективный мутизм, когда ребенок просто не разговаривает. 

Лечение задержки развития языка и речи у детей

Распространенные варианты лечения задержки языкового и речевого развития включают в себя наблюдение ребенка логопедом.

Существуют также естественные варианты лечения задержки развития языка и речи у детей:

  • разговор с новорожденным перед рождением; 
  • реагирование на воркование ребенка; 
  • чтение вслух книг и рассказывание историй; 
  • описывание ребенку действий, которые он делает в течение всего дня; 
  • использование жестов во время разговора с ребенком;
  • словесные веселые игры, включающие структурирование предложений и разговорную речь.

Признаки задержки развития языка и речи у детей

  • не может сказать "мама" и "папа" после определенного периода времени; 
  • не реагирует на звуки или когда его зовут по имени; 
  • не понимает простых инструкций и не может идентифицировать различные части тела, когда их называют;
  • имеет недостаточное развитие словарного запаса. 

Задержка развития двигательных навыков у детей

Задержки в развитии двигательных навыков у детей связаны с крупными и мелкими  двигательными навыками и такими движениями, как ходьба, ползание, ковыряние ложкой или питье из чашки.

При этом виде расстройства у ребенка возникают трудности с координацией определенных движений, подбором цветных карандашей, рисованием картинок, ходьбой и бегом, а также аналогичными физическими упражнениями, требующими координации мозга и рук.

Причины задержки развития двигательных навыков у детей

Возможными причинами задержки развития моторики у детей являются:

  • преждевременные роды;
  • травма головного мозга;
  • церебральный паралич
  • атаксия - состояние, которое вызывает нарушение координации мышц; 
  • миопатия;
  • проблемы со зрением;
  • Spina Bifida - генетическое заболевание, которое вызывает частичный/полный паралич спинномозговой области тела. 

Лечение задержки развития двигательных навыков у детей

Типы лечения варьируются от долгосрочных физических упражнений до регулярной терапии.

Признаки задержки развития двигательных навыков у детей

  • не может схватывать или подбирать предметы;
  • не может нормально поддерживать голову; 
  • не толкает вниз ноги для движения, когда прочно сидит на земле.

Задержка социального и эмоционального развития у детей

Социальные и эмоциональные задержки развития влияют на то, как ребенок воспринимает окружающий мир, что заставляет его реагировать иначе, чем другие дети, когда он подвергается воздействию тех же внешних стимулов.

Эти задержки могут повлиять на способность ребенка учиться, общаться и взаимодействовать с ровесниками и взрослыми.

Причины задержки социального и эмоционального состояния у детей

Наиболее распространенными причинами задержки социального и эмоционального развития у детей являются:

  • жестокое обращение;
  • травма головного мозга; 
  • нарушения в обучении, такие как дислексия, дисграфия и дискалькулия; 
  • потеря слуха из-за генетических нарушений и инфекций; 
  • нарушение навыков общения и взаимодействия, связанных с расстройствами аутистического спектра. 

Лечение задержки социального и эмоционального состояния у детей

Работа с хорошим специалистом по профессиональной, речевой или социальной задержке развития может помочь ребенку.

Методы лечения включают в себя обучение распознаванию социальных и эмоциональных сигналов, а также поддержка лекарствами для решения поведенческих проблем, таких как СДВГ, тревога, депрессия, перепады настроения и внезапные приступы гнева.

Признаки задержки социального и эмоционального состояния у детей

  • не имеет возможности поддерживать хороший зрительный контакт; 
  • не проявляет интереса к другим детям;
  • не проявляет интереса к общению;
  • заикается;
  • говорит нечленораздельно;
  • много плачет и не может оставаться без родителей в течение короткого периода времени; 
  • не проявляет широкого спектра эмоций и не реагирует на незнакомых людей. 

Задержка когнитивного развития у детей

Задержки когнитивного развития препятствуют способности ребенка к обучению.

Трудности в общении, неспособность взаимодействовать с другими людьми и проблемы, связанные с игрой или контактам с окружающими, - это лишь немногие из проблем, связанных с задержкой когнитивного развития.

Причины задержки когнитивного развития у детей

Наиболее распространенными причинами задержки когнитивного развития являются:

  • различные нарушения в обучении, связанные с чтением, письмом и другими навыками обучения;
  • отравление свинцом; 
  • воздействие алкоголя или вредных токсинов до или после рождения ребенка; 
  • безнадзорность или институционализация с раннего детства;
  • синдром Дауна;
  • расстройства аутистического спектра; 
  • медицинские осложнения у новорожденных; 
  • другие причины.

Лечение задержки когнитивного развития у детей

Распространенными методами лечения являются:

  • поведенческая терапия;
  • специальное образование; 
  • лекарства, которые могут помочь при поведенческих проблемах, перепадах настроения. 

Признаки задержки когнитивного развития у детей

Общими признаками задержки когнитивного развития у детей являются:

  • не может скопировать круг или базовые фигуры; 
  • не может понять простых инструкций; 
  • не любит играть с игрушками или другими детьми;
  • не указывает на фотографии или обычные предметы домашнего обихода;
  • не имитирует жесты или слова;
  • к пяти годам не может концентрироваться на одном занятии более пяти минут. 

Каковы факторы риска задержки развития?

Дети с задержкой развития часто отстают от своих сверстников в классной обстановке и темпе занятий. Ребенок может испытывать трудности в общении с ровесниками.

Задержки развития не являются постоянными, и, как следует из названия, они длятся определенный период. При правильной форме терапии, лечения и назначенных врачом медикаментов отставание ребенка от сверстников может быть значительно уменьшено.

На платформе Vikids вы можете:

Почитать похожие статьи

Выбрать лечебное учреждение